Солнце любви в театре Луны: «Таис сияющая»

Фотография с сайта театра
Фотография с сайта театра

Театр Луны… Меня заворожило само это название, такое удивительное, неземное. Легендарный спектакль Сергея Проханова «Таис сияющая» мне порекомендовала подруга, которая неизменно посещает его каждый год, начиная с самой премьеры в 1998-м. Я сразу поняла – театр с таким волшебным названием сможет по-особенному показать историю любви между властителем мира и гетерой; и я не ошиблась. Совершенно особенной, лунной была музыка: космическая «Spent le stelle» Эммы Шапплин, «Song of the dispossesed» легендарной Dead can danсe, отрывки из Deep forest… Пленительные, завораживающие, запредельно космические композиции Асафа Фараджева ещё долго звучали в моей голове.

Александр Македонский в исполнении Максима Щёголева предстал именно таким, как и подобает выглядеть великому полководцу – сильным, красивым, по-настоящему брутальным мужчиной. Только таким может и должен быть основатель и правитель мировой державы – жёстким, но обаятельным, способным одним только взглядом подчинять и покорять, завоёвывать города и женские сердца. Но, хотя он сам и его ближайшее окружение считают Александра богом, он всё-таки не бог. «Я помню, как Сергей Борисович говорил мне, что я не должен играть героического полководца, у меня на сцене должен быть образ бунтаря и воина, который при встрече с прекрасным превращается в тирана. А ведь такое может произойти с любым из нас, смертных», — рассказал Максим Щёголев.

Поверженный Дарий, неистовый и пылкий персидский царь, жаждавший победы и всевластия и лишившийся всякой надежды, даже будучи отрицательным персонажем, вызвал огромное сочувствие благодаря великолепной игре Михаила Бабичева, пропустившего через себя все страдания умирающего правителя. А при виде того, какой болью мучается его любящая супруга, разрывалось сердце – так блистательно исполнила свою роль Татьяна Солнцева.

Суровость и мрачность политической линии выгодно оттенила полукомическая философская. Отдельно хотелось бы отметить невероятный талант Сергея Антонова, великолепно передавшего глубокую мудрость и тонкий сарказм Аристотеля. Античный мыслитель словно сошёл со страниц древних трактатов во всём своём великолепии. А над выходками и рассуждениями очаровательного Милия, которого сыграл Антон Бирюков, невозможно было не хохотать.

Но кто же главная героиня, таинственная Таис, сумевшая растопить холодное сердце завоевателя? При словах «роковая женщина» мы обычно представляем себе пылкую порывистость и страстность, но вряд ли кому-то приходило в голову, насколько соблазнительным может быть спокойствие. Умиротворяющий голос и по-кошачьи плавные движения Анны Тереховой в совершенстве воплотили образ той самой гетеры, которую язык не поворачивается назвать продажной женщиной. Вспомните рассказ Бунина «Лёгкое дыхание» — вот она, та самая лёгкость.

А может быть, это и не гетера даже, а метафора самой любви, пришедшей в уставший от войн и кровопролития мир из сказочного Белого города, любви, которую не мог предвидеть человек, продумавший гениальную стратегию. Борхес считал, что во всей мировой литературе существует всего четыре сюжета, и самый древний из них – об укреплённом городе, который штурмуют герои. К этому сюжету относится и любая история о неразделённых чувствах. Ведь даже тот, кто смог завоевать весь мир, не сумел подчинить себе любовь; легкокрылой, ей не место в клетке. Финал, конечно, печален и прекрасен – как печальны и прекрасны все истории о самом сильном чувстве на земле.

Александра Смирнова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.