Ночь на Ивана Купала или Сон в летнюю ночь

IMG_4691

25 апреля на сцене «Балтийского дома» прошла премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по  одноименной книге Уильяма Шекспира. Этот спектакль был поставлен Сильвиу Пуркарете, одним из самых известных румынских режиссеров, до этого Пуркарете ставил «Фауста», «Карнавал теней», «Путешествие Гулливера» и «Лулу». Режиссер известен пылающим огнем; оглушительной музыкой, рвущей нервы; яркими красками своих постановок. «Сон в летнюю ночь» не стал исключением из правил. Читая пьесу Шекспира, в голове складывается определенный образ Афин, который привит у каждого еще с греческих мифов. Румынский режиссер разрушает все стереотипы, сохраняя только текст и идею, делая пьесу ближе к настоящему времени, что не могло не вызвать споры.

Споры возникали на почве критических красок, персонажей и обстановки в которой они играли. В пьесе есть и момент советского режима, все равны и думают одинаково; и зомбиапокалипсис; и вопрос алкоголя; и высмеивание современного понимания любви. Все, что никак не укладывается в голове человека, который ассоциировал «Сон в летнюю ночь» с романтикой Греции.

Пьеса рассказывает нам о запутанных историях любви, которые между собой постоянно переплетаются. Деметрий (Александр Муравицкий) и Гермия (Александра Мамкаева) — должны поженится, но Гермия любит Лисандра (Игорь Гоппиков), а в Деметрия до безумия влюблена Елена (Елена Карпова). Естественно в такой истории не обойтись и без «помощников», которые будут пытаться решить все проблемы любви, в нашей истории ими выступают Оберон, царь эльфов (Константин Анисимов), Робин Добрый-малый, сельский эльф (Наталья Парашкина), Титания, царица эльфов (Мария Мещерякова). Все эти действия проходят в фантасмагорической обстановке, в бреду, во сне. Это тот самый момент, когда невозможно понять, где сновидение, а где явь. Границы между реальность и абсурдностью вымысла размыты, что и помогает нашим героям разобраться в своих чувствах.

Что поражает с первых минут первого действия? Жестокость и суровый строй обстановки, мы впервые видим Тезея, герцога афинского (Константин Анисимов). Актер наводит страх и ужас, по коже бегут мурашки, потому что более сурового человека можно встретить только, пожалуй, в «Крестном отце», при встрече с Доном Карлеоне. Контрастом дана Ипполита, царица амазонок, невесте Тезея (Мария Мещерякова), она хрупкая, тонкая и совсем запуганная девушка, которую насильно выдают замуж за тирана и деспота.

Стоит сказать об игре актеров. Константин Анисимов, актер театра «Балтийский дом» и по совместительству диктор домашних матчей «Зенита» на канале Санкт-Петербург, показывает две грани мужчины и делает это с огромным успехом. Тезей — справедливый, серьезный, как говорят «великий и ужастный», он вселяет некую тревогу за свою жизнь, свободу; такому человеку не хочется переходить дорогу. Второй персонаж Константина Александровича — Оберон, чувственный, сентиментальный, обиженный, мстительный, но при этом заботливый, он воплощение тепла и иронии. Два абсолютно друг другу противопоставленных персонажа сыграны на таком уровне, что при просмотре спектакля не сразу вспоминаешь, что это играет один и тот же человек. Усиливает это впечатление Драгош Бухаджар (художник по костюмам и сценограф), последним пунктом четкого различия стали костюмы и грим, которые поставили точку в сознании зрителей и помогли увидеть в двух разных людях одного человека. Что же касается Ипполиты и Титании (Мария Мещерякова), то в первой сцене пьесы запуганная девушка, которая лишний раз боится дернутся, во всем слушается своего будущего мужа и предпочитает находится там, где ей «разрешили» остатся. Титания же, так же полная противоложность Ипполите, властная, сильная, знающая себе цену и не идущая на уступки своему мужу, она готова показать ему свое место и делает это. Забитая девушка, властная женщина, влюбленная по уши безумная — было сыграно все, нет никакого сомнения, что любая женщина в зале, сопоставляя себя с героиней, сказала про себя: «Я бы тоже так себя вела». Двойственность ролей — это одна из основ этой пьесы, суровый начальник днем — шут и беспредельщик ночью. Если кратко описывать персонажей Натальи Парашкиной, это будет выглядеть именно так. Ее финальный монолог, адресованный зрителям, вызвал бурные апладисметы еще до его завершения.

Об этой пьесе можно говорить очень много и долго, как об актерах, как о постановке в целом. После премьеры в  гардеробе можно было услышать разные фразы от «это невероятно» до «если своих произведений нет, чужие портить не надо». Дело вкуса, не более того. Но стоит сказать одно:  Сильвиу Пуркарете добился своей цели, он хотел показать спектакль старейшей пьесы так, чтобы ее поняли в наше время, чтобы ей прониклись и увидели все стороны медали, и у него это получилось на все сто процентов.

Елена Кобычева, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.