Хоть тучи разогнать нам трудно над землёй,
Но можем мы любить друг друга сильней.
(русская народная песня)
Роман Самгин поставил Арбузова в Ленкоме. Театр Моссовета возвращает «Соло для часов с боем». Тот же Ленком представляет «Дальше – тишина». «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»
В главных ролях «Старомодной комедии» некогда блистали Тенин и Сухаревская, Владимиров и Фрейндлих, а в этом сезоне выходят на сцену Игорь Бочкин и Олеся Железняк. Не спешите считывать уничижительный подтекст в этом перечислении. Оно лишь подчёркивает, что каждое поколение сталкивается с проблемой «дожития» (если повезёт), а театр не устаёт подсказывать, как эту проблему решить, не блуждая понапрасну в трёх соснах.
Три сосны, по сути, являются центром и осью сценографии спектакля: по сюжету, герои находятся в санатории на Рижском взморье. Он – главврач, она – «пациентка» (очень не любящая это слово). Пьеса написана для двоих, но перестановки оформляют собой несколько юношей странного облика – то ли инопланетяне, то ли заплутавшие во времени хипстеры – рискну отрицать необходимость их навязчивого присутствия, разрушающего атмосферу поздних шестидесятых, воссозданную в реквизите и костюмах мило и бережно.
Для не знающих пьесу: герои этой истории – фронтовики. И нет, ни в пьесе, ни в спектакле (что, по нынешним временам, иной раз большая разница) нет ни «пропаганды», ни, напротив, «фрондёрства». Потому что, как ни крути, у каждого поколения война разная – поройтесь в истории – а вот любовь одна. И если, кажется, войн человечеству всё мало – то любви хватает на всех. По сути, только это нас до сих пор и хранит как вид жизни на планете: способность любить, несмотря на потери, храня память об утраченных милых и находя в себе титаническую силу открыть своё сердце новому человеку.
Что решусь сказать об актёрах? Олеся Железняк чудесна. Ее героиня — в прошлом артистка цирка, ныне просто чудачка, но это внешнее, а внутри она всё та же, романтичная, нежная, обогатившаяся с годами опытом, который мог натуру послабее сломать и ожесточить, но с ней не справился. Для Игоря Бочкина, как мне показалось (не только по спектаклю, но и по тональности беседы с журналистами после пресс-показа), эта работа значит больше, чем просто новая роль и некий, пусть важный, драматургический материал. Это своего рода высказывание о жизни и о сегодняшнем дне.
Мы все безумно наивны, уговаривая друг друга в том, что можем влиять на исторические процессы силой наших частных желаний. Но вот артисты… они, пожалуй, единственные, кто на это способен – потому что ведут разговор не с глазу на глаз, а создают «радиационный фон» мыслей и эмоций для всех собравшихся в зале. Как мы отреагируем – предсказать трудно. Но не задуматься – не получится.
А значит, всё, может быть, не напрасно. Как сказал известный персонаж одного из ленкомовских представлений, «я хотя бы попробовал»…
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Наталии Каминской можно увидеть здесь