Тайны дома Юсуповых

Тайны дома Юсуповых
Фото Стаса Левшина

Узнать секреты легендарного особняка на Мойке теперь можно в формате иммерсивного спектакля.

Юсуповы. Даже не увлечённый историей человек наверняка слышал эту фамилию. Про этот аристократический род ходит множество слухов и мифов. Большая часть из них, конечно, связана с убийством Григория Распутина. Но ещё до этого рокового события имя Юсуповых было овеяно плотным мистическим ореолом.

Секреты, проклятия, призраки прошлого – богатая пища для разгулявшегося воображения. Но стократ увлекательнее не просто фантазировать, блуждая по залам и коридорам бывшего особняка, а ныне музея на Мойке, но быть непосредственным свидетелем и участником самих исторических событий, происходивших с его обитателями. Такая возможность недавно появилась благодаря иммерсивному спектаклю «Мистерия. Театральная игра в доме Юсуповых».

Режиссёр Сергей Паньков и драматург Владимир Хаунин совместно с научным консультантом Натальей Зайцевой, художником Татьяной Артамоновой и композитором Антоном Горчаковым не просто реконструируют атмосферу и быт эпохи, но погружают посетителей в увлекательный квест по пространству бывшего Первого флигеля Юсуповского дворца. Каждому гостю предлагается выбрать одну из четырёх версий развития событий, четыре группы с историческими персонажами, которые пройдут собственный путь и увидят интерпретацию событий минувших лет. Маршруты уникальны, поэтому то, что увидит и услышит одна группа гостей, не увидят и не услышат все остальные. Игра со зрителем начинается буквально с порога.

­– Добро пожаловать на бал! Пожалуйста, вот ваше приглашение, ­– такими словами встречают гостей в фойе дома Николай Борисович Юсупов-мл. (Гусейн Арсений Абдуллаев) и его внучатая сноха Ирина Александровна, супруга Феликса Юсупова (Анна Усова). На приглашениях дано несколько коротких указаний для кавалеров и дам, как вести себя на балу, а также приведено генеалогическое древо Юсуповых.

Четверо ведущих – княгиня Ирина Александровна Юсупова, князь Феликс Феликсович Юсупов (Арсений Писаревский), князь Николай Борисович Юсупов и княгиня Татьяна Александровна Рибопьер-Юсупова (Алина Соколова) – собирают вокруг себя гостей и препровождают их в бальный зал, предварительно проведя инструктаж, как следует себя вести на великосветском балу образца начала XX века. Дамы и кавалеры выстраиваются парами и проходят в бальную залу, где звучит нежно-печальный вальс. Хозяйка бала – княгиня Зинаида Юсупова (Полина Шепелева) – зовёт гостей танцевать, и гости весьма охотно принимают её приглашение. Плавное кружение вальса сменяется быстрой мазуркой, после чего гости бала отправляются исследовать дом под руководством своих предводителей.

Мне изначально хотелось попасть на маршрут Феликса Юсупова, но он оказался страшно популярен, и мест в его группе к концу бала уже не было. Зато его супруга, Ирина Александровна, охотно принимала гостей под своё крыло. А кто, как не жена, лучше всех поведает о тайнах мужа и его семьи? С такими мыслями я отправилась по коридорам и залам дома на Мойке вслед за княгиней Ириной Юсуповой, графиней Сумароковой-Эльстон, урождённой Романовой и внучкой самого́ императора Александра III.

В выборе проводника в семейные дела Юсуповых я не ошиблась. Ирина Александровна знала всё. Полушутя-полуиграя, как истинная дама высшего света, она посвящала нас, её гостей, и в любовные истории Зинаиды Ивановны Юсуповой (урождённой Нарышкиной), и без стеснения приоткрывала неприятные стороны характера своего мужа Феликса и его деда Николая Борисовича младшего, с которым нам тоже посчастливилось познакомиться (и даже послушать романс в его акапельном исполнении). А затем незаметно подвела к одному из самых драматичных моментов, случившихся с её деверем, Николаем Феликсовичем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстон.

Если верить Ирине Александровне, амурные приключения для русских Ланнистеров были такой же семейной ценностью, как и фамильная роскошь. Горячий темперамент, воплощённый в девизе Юсуповых «Всегда и вопреки всему!», становился причиной множества романтических безумств.

Большинство из них проходили без серьёзных последствий, со временем превращаясь в потешный анекдот, однако история Николая Юсупова и его возлюбленной Марины Гейден (Алиса Горина) обернулась настоящей трагедией для всех её участников. Роковая страсть сломала судьбу Марины и привела к гибели Николая, подтвердив тем самым семейное проклятие, согласно которому лишь один из потомков Юсуповых переживал рубеж в 26 лет. И фортуна выбрала на роль долгожителя счастливчика Феликса (даром что его имя восходит к латинскому felix – «счастливый, благополучный»), уготовив его брату пулю и место в фамильном склепе.

Драма, случившаяся в 1908 году, была разыграна по ролям, что помогло погрузиться в ту роковую историю с головой. Подавленные кончиной Николая, буквально произошедшей у них на глазах, мы, гости Ирины Александровны, последовали за её супругом Феликсом Феликсовичем, чтобы раскрыть ещё более страшную тайну – тайну убийства Григория Распутина.

– Посещая Распутина, с каждым разом я всё более убеждался, что он и есть причина всех бед отечества, и что исчезни он – исчезнет его колдовская власть над царской семьёй.

Казалось, сама судьба привела меня к нему, чтобы показать мне пагубную его роль. Чего ж мне боле? Щадить его – не щадить России. Найдётся ли хоть один русский, в душе не желающий ему смерти? ­– так обратился к гостям князь Феликс Юсупов, прежде чем посвятить нас в подробности расправы над выдающимся старцем.

Рассказ хозяина дома, согласно законам иммерсивного жанра, также не был обычным повествованием. Это стало настоящим представлением внутри представления, ведь не секрет, что у Юсуповых был свой домашний театр и страсть к искусству. Поэтому и убийство Распутина выглядит как постановка, игра, которой она вполне могла быть для вечного жуира и enfant terrible Феликса. Первая часть этой постановки происходит на сцене того самого домашнего театра, причём сцена перевёрнута: Феликс и Ирина ходят по залу с ложами и ярусами, декламируя «Балаганчик» Блока, а гости сидят на подмостках, не сразу осознавая, где они оказались. Вторая часть приводит нас в один из подвалов дома, где и произошло убийство Распутина. Точнее, попытка убийства, ведь старец отнюдь не сразу простился с жизнью. Князь Юсупов делает гостей своими соучастниками, предлагая читать по ролям описанные им в мемуарах события той ночи. Все сидят в темноте, и лишь луч карманного фонаря Феликса периодически выхватывает из мрака чьё-то лицо и белый лист бумаги в руках. А по стенам пляшут призрачные тени…

Конец маршрута – палуба корабля «Мальборо», на котором Юсуповы покидали уже большевистскую Россию – снова сводит вместе всех героев и всех гостей в бальном зале флигеля особняка на Мойке. Финал двухчасовой истории оставляет нас, зрителей, ошеломлёнными. Благодаря блестящей работе постановщиков и актёров «Мистерии» остаётся послевкусие реального путешествия во времени. За этим незабываемым впечатлением от погружения в другую эпоху хочется возвращаться снова и снова. И пока есть такая возможность прикоснуться к тайнам дома Юсуповых, не стоит её упускать.

Полина Жорова специально для Musecube


Один комментарий на ««Тайны дома Юсуповых»»

  1. Аватар пользователя Леонид Романков
    Леонид Романков

    Отлично написано!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.