«Таланты и поклонники»: любовь против карьеры

таланты и поклонники

Молодая актриса должна выбрать: тихое счастье с молодым небогатым женихом или выступления в лучших театрах и покровительство богатого предпринимателя. Это не очередная новость в ленте сплетен, а краткое описание комедии А. Островского, которому в этом году исполняется уже 200 лет. В Московском Театре Иллюзии юбилей драматурга решили отметить постановкой его пьесы «Таланты и поклонники».

Режиссер Сергей Векслер решил разнообразить классическую пьесу. Зрителю кажется, что героев увозит настоящий поезд, лошади с ярмарочной карусели превращаются практически в настоящих, а сама ярмарка разгуливается настолько, что спектакль становится даже иммерсивным – один из главных персонажей учтиво интересуется у дамы, сидящей в первом ряду, в порядке ли-с она. Воистину театр иллюзий!

Но иллюзорно здесь не только внешнее. Сама ситуация выбора между любовью и карьерой тут доведена до крайности. Измученная долгами, навязчивыми ухаживаниями, даже скорее приставаниями, а потом и местью пожилого князя и нотациями своей маменьки, женщины совсем простой, молодая актриса Негина решает принять предложение очень богатого помещика Великатова – человека предприимчивого и делового, но при этом деликатного. И если в пылу юношеского максимализма еще можно окрестить девушку падшей женщиной, поддавшейся разврату и променявшей высокие чувства на материальное благополучие, то в наш жестокий век это скорее называется благоразумием.

Такой трактовке очень способствует нелинейный характер повествования. Спектакль начинается как бы с конца и с бешеного ритма, постепенно замедляясь и зигзагом проходясь по тексту пьесы. То мы на вокзале, то в театре, то дома у Негиной. И все это – под музыку и с оркестром. Такой монтаж поначалу совершенно ошарашивает зрителя, который не перечитывал Островского со школьной скамьи. Но затем действие входит в более спокойное русло, и герои становятся знакомыми и узнаваемыми. Князь Дулебов (Константин Никифоров) – предшественник Харви Вайнштейна. Такого сейчас бы обвинили не только в харассменте, но и в газлайтинге: он умудряется обвинить в неблагодарности и неучтивости отвергнувшую его девушку. Домна Пантелеевна (Галина Чигасова) хоть и называет бенефис «бенефистом» и больше всего озабочена тем, как бы не опоздать на поезд, хочет для своей дочери спокойной жизни, чтобы та ни в чем не нуждалась. И многие в аудитории в такой заботливой и суетливой женщине узнают кто маму, а кто и свою бабушку. Молодой интеллигент Петр Мелузов (Александр Поваляев), жених Негиной, – это настоящий кошмар для феминистки. Закончив университет, он решает учить свою молодую невесту, «как надо чувствовать, говорить и поступать», чтобы она стала «совсем хорошей женщиной, … как это нынче требуется».

Здесь кажется, что это идет вразрез со злободневной новостной повесткой, где сенатор советует «перестать ориентировать девушек на получение высшего образования». Но надо вспомнить, что двести лет назад реальность была совсем другой, и не стоит осуждать героев с высоты современности. Талантливая игра Негиной для сегодняшнего зрителя может выглядеть слишком надрывной, а стихи старика Нарокова (Николай Мальцев), влюбившегося в молодую актрису – слишком приторными. Но в его страдании и в понимании безнадежности этой любви есть что-то от вечного Пьеро, как есть что-то от трагичности Чацкого в Мелузове, произносящем свой монолог, возвышаясь над посмеивающейся над ним публикой. А вот в Трагике пьесы (Александр Серов-Останкинский) нет ни капли печали. Разыскивает ли он Васю, пьет ли – все это происходит в высшей степени торжественно и до невозможности смешно.

Выбор между семьей и карьерой, материальным благополучием и чувствами всегда непрост, как двести лет назад, так и сейчас. Кому в этой ситуации сочувствовал автор пьесы, мы знаем: не зря Александр Николаевич Островский сделал молодую актрису Негину своей тезкой. А чьи взгляды ближе вам, можно решить, посмотрев этот искрометный спектакль, в Московском Театре Иллюзии.

Елизавета Маркова специально для Musecube
Фотографии Галины Глухоманюк можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.