
Имя Михаила Булгакова на афишах, в заголовках публикаций всегда вызывает ряд ассоциаций. Самые часто упоминаемые связаны с мистикой, колдовством, чертовщиной, на бытовом уровне укрепились известные цитаты и фразы героев. Каждый человек вспомнит что-то свое.
11 апреля состоялось торжественное открытие совместной выставки Театра имени Ленсовета и РГИСИ «Булгаков. Вариации». На вернисаже представили эскизы, костюмы, фотографии спектаклей петербургских мастеров, поставленных по произведениям автора и созданных в 1988-2024 годах.
Все работы принадлежат разным поколениям маститых художников и сценографов, среди которых Владимир Фирер, Елена Жукова, Оксана Столбинская, Мария Гросс, Анвар Гумаров, Ника Велегжанинова, Светлана Тужикова, Кира Добрякова, Рафаэль Акопов, Михаил Воробейчик, Николай Слободяник, Мария Лукка, Степан Зограбян, София Зограбян, Ольга Клопова, Наталья Белова, Михаил Бархин, Наталья Клемина. Большинство экспонатов предоставили местные театры и фотографы из личных архивов.
«Есть некая традиция в театре имени Ленсовета – делать выставку к премьерам . Мы этим занимаемся семь лет. Главный инициатор выставок — Эдуард Гариевич Мираков. Данная экспозиция прикреплена к премьере спектакля «Театральный роман» по мотивам произведений Михаила Булгакова («Театральный роман», «Белая гвардия» и «Дни Турбиных»). В других городах также много спектаклей по Булгакову, но мы постарались собрать все те, что идут в Петербурге», – поделилась Оксана Столбинская, один из кураторов выставки, старший преподаватель кафедры сценографии и сценического костюма РГИСИ.
Экспозиция развернулась на втором этаже театра, в просторном Колонном фойе. Под стеклом в рамках можно увидеть раритетные эскизы 1988 года Натальи Клеминой для спектакля театра «На Литейном» режиссера Арсения Сагальчика. Метаморфоза превращения собаки в человека, Полиграфа Шарикова, отразилась в костюме: белый халат, полностью забинтованные ноги, медицинская повязка «чепец», зафиксированная на голове. Еще не человек, но уже не животное – из-под халата виднеется шерсть, длинные когти на пальцах. Профессор Преображенский напоминает Альберта Эйнштейна, Зина Бунина в своей рабочей форме – операционную медсестру, Вяземская сквозь мужскую одежду похожа на юношу, а товарищи Пеструхин и Жаровкин одеты по моде времен НЭПа: фуражка, гимнастерка, кирзовые сапоги, комиссарская куртка.
Но есть и другие гипертрофированные и полумифические персонажи. Исполинского роста человек с рожками напоминает председателя домкома Швондера. Как и в книге, он олицетворяет соблазнителя, некое зло. В образе джентльмена со свиной мордой и манерами светского господина отразились, возможно, коллеги профессора. Ощущается в таких персонажах некая двуликость. Мысленно можно понять задумку Натальи Клеминой: в ком из героев больше всего доминирует животные инстинкты? И это не только про Шарика. Кстати, в свое время спектакль Арсения Сагальчика завоевал любовь зрителей и, в итоге, имел оглушительный успех и громкую премьеру.
В том же 1988 году состоялась премьера «Собачьего сердца» в театре им. Ленсовета режиссера Анатолия Морозова. На выставке можно увидеть пальто Преображенского художницы по костюмам Киры Добряковой. Роль исполнил народный артист СССР, художественный руководитель и главный режиссер театра того времени Игорь Владимиров. Около костюма висят черно-белые фотографии из этой же постановки. На них мы узнаём молодых Сергея Мигицко в роли Шарика, Александра Лыкова в роли Швондера, Евгения Филатова в роли Борменталя.
В конце 80-х годов ажиотаж на «Собачье сердце» среди режиссеров театра и кино был обусловлен первой официальной публикацией повести в журнале «Знамя». Сегодня мы отмечаем вековой юбилей со дня написания.
Еще один костюм предоставил Молодежный театр на Фонтанке из своего спектакля «Дни Турбиных» – черное сдержанное платье Елены Турбиной-Тальберг. Почти 20 лет эту роль исполняла Екатерина Унтилова. Художником по костюмам стал Михаил Воробейчик. Он придумал нестандартный фасон костюма – каскадный. Поверх основного длинного платья надето шелковое платье, чуть ниже колен по длине, с короткими рукавами. Нотки романтичности и молодости придают образу изображение цветочного принта с розово-золотыми бутонами.
«Висит преддипломная работа к спектаклю «Полоумный Журден» художницы по костюмам Натальи Беловой в театре «Вера» 1998 года. Она только-только заканчивала театральную академию, и ее пригласили в Нижний Новгород», – рассказывает Оксана Столбинская.
Среди фотографий выделяются работы заслуженного художника России, мэтра сценографии Владимира Фирера. Он разработал и визуальную часть сцены, и костюмы к постановке «Бег. Восемь снов» режиссера Юрия Цуркану, за что получил в 2008 году высшую театральную награду «Золотой софит» в номинации «Лучшая сценография». Спектакль до сих пор показывают в театре «Русская антреприза им. А. Миронова». Оформление сцены напоминает огромную деревянную коробку, чердак амбара, чулан или даже грузовой вагон. Пространство помещения сконструировано в многоярусную, замысловато составленную площадку, испещренную непримечательными, на первый взгляд, дверьми и напоминающую движение карусели. В один момент герой по-булгаковски может возникнуть откуда угодно, а в другой – взлететь над сценой, когда балки превращаются в трамплин, подмостки.
«Мне нравится, когда рядом с эскизами есть возможность представить фотографию, чтобы у зрителя была возможность понять, что именно придумал художник, прочитать его реализованные задумки», — отмечает Оксана Столбинская.
В прошлом году Оксана Столбинская создала сценографию для спектакля «Собачье сердце» в Курганском театре драмы. Белесые стены, ширмы, классические эмалированные стулья, длинный раздвижной стол, кое-какие предметы профессора Преображенского – вот и вся лаконичная обстановка спектакля. Все пространство будто пропитано пустотой и общемировым одиночеством.
Особенно отличаются экстравагантностью эскизы к костюмам Елены Жуковой по роману «Мастер и Маргарита» режиссера Александра Огарева. В 2023 году в Амурском областном театре драмы, по отзывам журналистов, «зрители сидели как громом пораженные». Обнаженные, искаженные, гипертрофированные фигуры гостей, раздутые, словно пузыри, выглядят уродливо. После галантных кавалеров и эстетически утонченных дам из одноименного сериала режиссера Владимира Бортко их воспринимать непривычно. Это совсем неординарный подход. Чего стоит только сюрреалистичный костюм Аннушки с бензопилой в виде трамвая. Смотря на эскизы гостей и фотографии со сценографией великого бала сатаны, на мгновение хотелось включить танцевальную песню «Abracadabra» Леди Гаги. Быстрые, гипнотические переходы и пульсирующий, резкий бит гармонично вписались бы в фантасмагоричную атмосферу вечеринки.
В репертуаре театра им. Ленсовета идет еще одна постановка на Малой сцене по булгаковскому рассказу «Морфий» режиссера Евгении Богинской, примыкающий тематически к циклу «Записки юного врача».
До конца сезона выставка доступна только зрителям, купившим билет на любой из спектаклей.
Татьяна Смирнова специально для Musecube
Добавить комментарий