TODD — трагедия в чистом виде

Лучше поздно, чем никогда… До Санкт-Петербурга доехал рок-мюзикл TODD — легендарная история о помешавшемся от горя парикмахере-убийце Суини Тодде. Премьерный для Петербурга показ, прошёл 5 февраля, В ДК им. Ленсовета при аншлаге — свободных мест в зале практически не было, а незадолго до начала ко входу тянулась внушающих размеров очередь.

История, вдохновившая Михаила Горшенёва к написанию музыки и созданию необычного действа, объединяющего театр и неуёмную энергию живого рок-концерта, имеет множество интерпретаций, кардинально непохожих одна на другую. Существует даже версия, что Суини Тодд на самом деле существовал. Одной из самых
известных, пожалуй, можно считать экранизацию легенды, созданную неподражаемым Тимом Бёртаном, главные роли в фильме исполнили блестящие актёры — Джонни Депп и Алан Рикман, которого совсем недавно не стало в нашем мире.

«Люди, добрые люди,

Пусть наш мир добром, добром прибудет!»

Главный герой, Суини Тодд, сталкивается в жизни с горем и чудовищной несправедливостью. Эти события разрушают до основания не только его прежнюю жизнь, в которой присутствовали радость, любовь и дорогие сердцу люди, но и наполняют тьмой его разум и душу. Ничего не остаётся больше для истерзанного страданиями Тодда, кроме как страстно желать смерти всем тем людям, которые виноваты в трагедии его жизни. Отработав 20 лет на каторге, он, наконец, возвращается в свой родной Лондон, и начинает приводить в исполнение смертные приговоры, которые им же самим и были вынесены. Главной его целью, разумеется, является судья, но не только ему суждено покинуть этот мир от взмаха бритвы Суини Тодда. Ненависть не превратилась в прощение и примирение. Жажда мести насквозь пропитала главного героя. Она полностью заслонила ему свет. А когда не видишь света — практически невозможно рассеять тьму. Тодд совершает своё возмездия — все его враги мертвы. Но это не даёт ему освобождения, а наоборот, ещё больше омертвляет сердце. Окончательно обезумев от нестерпимой боли, Суини убивает даже Ловетт — единственного человека, которому он был дорог. А главной драмой становится убийство собственной дочери, за разрушенную судьбу которой он мстил в том числе. Все кончено. Жить Тодду больше незачем. И он, вслед за всеми остальными, покидает мир живых.

До трагических событий 2013 года, TODD с успехом шёл в Москве, и должен был вот-вот добраться до родного группе «Король и шут» Санкт-Петербургу, но этому не суждено было сбыться.

После смерти Михаила Горшенёва, было принято решение не дать погибнуть постановке, в которую им, и всеми остальными участниками, было вложено столько душевных сил. Это непростое решение поставило главный вопрос — кто же будет исполнять заглавную роль? В итоге был приглашён музыкант Роберт Остролуцкий.

TODD — творение грандиозное и созданное на высоком уровне. Отдельного рассказа стоят декорации, созданные художником Пашей 183, которого, уже тоже нет с нами. Сделанные в стиле стрит-арт, на первый взгляд, они кажутся довольно простыми, но это не так. Условно сцену можно разделить на две зоны: пирожковую, находящуюся справа от зрителей, владения священника — слева, и прозрачные многоярусные конструкции, напоминающие клетки, в которых размещаются музыканты «Короля и шута». Граффити, и все детали декораций с интересом разглядываешь на протяжении двух часов — именно столько длится представление. Костюмы и грим тоже несказанно радуют глаза своей яркостью и разнообразием. Актёры умудряются перевоплощаться в новые образы за считанные мгновения. Мир Тодда, представший перед зрителем, безусловно, мрачен из-за нависших над ним бед, однако, действие наполнено большим количеством зажигательных хореографических номеров, а паркурщики демонстрируют мастерски выполненные трюки.

 Суини Тодд в исполнении Остролуцкого, несмотря на крутой грим и облик, получился довольно блёклым и невыразительным, в его персонаже недостаёт энергии, он не приковывает к себе внимания как центральная фигура. Что до вокала, то он, мягко говоря, неоднозначен. Р. Остролуцкому совершенно не даются высокие ноты, а также какая-либо мелодичность голоса в исполнении напрочь отсутствует. Не ошибусь, если предположу, что как минимум у половины зрителей, в то время, когда со сцены звучали партии Тодда, в голове, непроизвольно, будто синхронный перевод, начинала звучать оригинальная версия, в исполнении Михаила.

Роберт Остролуцкий, безусловно, старается, работая на пределе своих возможностей, однако, он и, порой некоторые другие артисты, не вытягивают свои вокальные партии. Зато Ловетт в исполнении Елены Резниченко гармонична и прекрасно справляется со своей задачей. Запомнятся зрителям и Рассказчики (Ирина Епифанова и Александр «Ренегат» Леонтьев), а также Смерть в облике маленькой девочки, исполняющей свои партии чистым и красивым голосом (Екатерина Смыкалина).

Самым эмоционально накалённым моментом является одна из финальных сцен, в которой исполняется последняя ария Тодда — «На краю». Её начинает петь Р.Остролуцкий, но очень вскоре замолкает и в зале звучит голос Михаила Горшенёва. Абсолютно все зрители вскакивают со своих мест в едином порыве. До конца песни звучат овации. Многие не могут сдержать слёз.

Совершенно очевидно — возрождённый TODD — уже совершенно другая история, несмотря на то, что существенных изменений в самом действии и остальном составе не произошло. Но. М.Горшенёв был сердцем и душой TODD’а. И именно его энергия была тем важнейшим веществом, скрепляющим все части этого представления, делавшей все его шероховатости совершенно неважными.

TODD стоит смотреть хотя бы ради того, чтобы своими глазами увидеть детище Михаила Горшенёва и множества других талантливых людей, трудившихся ради его создания. Остаётся только представлять, как здорово, должно быть, смотрелся, и, конечно, же слушался рок-мюзикл с участием самого Горшенёва и радоваться наличию студийной версии TODD, в записи которой помимо самого «Короля и шута» принимали участие Константин Кинчев, Илья Чёрт, Юлия Коган и другие известные музыканты, а в роли рассказчика выступал замечательный актёр Вениамин Смехов.

Искусство вечно, для него времени не существует. Хочется надеяться, что TODD не канет в небытие по прошествии нескольких лет, а будет развиваться, улучшаться и притягивать в свою команду новых людей, которые смогут внести в постановку то, чего так не хватает в нынешней версии.

Екатерина Горчакова, специально для Musecube

Фоторепортаж автора смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.