В спектакле Театра «Ателье» героиня Анны Ардовой поет гимн феминизму. Нет, она ничуть не против мужских ухаживаний, легкого кокетства – даже готова принять подарки, только бы “не обидеть дарителя”. Утверждает, что выполнит волю отца, выбрав того мужа, которого он советовал. Но, как только речь заходит об уничижении ее женского достоинства, грубом обращении или, упаси господи, оскорблении всего женского рода, тут уж берегись, несчастный, – Мирандолина выходит на тропу войны. И пока враг не будет повержен, она не будет знать ни покоя, ни сна, но отомстит наглецу со всем изяществом, на которое только способна женщина.
Первая версия «Трактирщицы» появилась в репертуаре Театра “Ателье” (“Независимый театральный проект”) в 2002 году. Тогда версия с Татьяной Васильевой в роли Мирандолины и целым букетом великолепных актеров вызвала бурю страстей в театральном мире Москвы. В 2017 году пьеса Карло Гольдони вернулась в репертуар театра с той же постановочной группой, но в совершенно новом прочтении, с новыми актерами и новой атмосферой.
Первое ощущение после спектакля – легкость. Актеры легко чувствуют себя в нарядах XVIII века, благодаря удачной стилизации одного из моих самых любимых театральных художников по костюмам Виктории Севрюковой (чувствую руку мастера), виртуозно жонглируют своими репликами и выглядят при этом максимально современно, изящно импровизируя и добавляя ко всеобщему удовольствию пару злободневных шуточек.
Перемещаясь между тремя альковами, занавешенными узорными шторами, которые по задумке сценографа Алексея Кондратьева должны изобразить номера гостиницы, герои ведут каждый свою партию, превращая спектакль в слаженный оркестр.
Музыку оркестр исполняет исключительно итальянскую, от романтичной Torna a Surriento до задорной Mamma Maria на поклонах, а чтобы подбавить итальянского настроения, в пылу объяснений Мирандолина и Фабрицио (Антон Эльдаров) переходят на итальянский язык. Ничего, не страшно, такое мы и без перевода поймем.
Постояльцы гостиницы, Граф и Маркиз, влюбленные в Мирандолину, уморительны в своем споре о приоритетах в отношениях с женщинами: что лучше – купить их расположение или надеяться на громкий титул, мифическое покровительство и льстивые речи.
Конечно же, толстосум Граф (Илья Исаев) представителен, обладает безусловной харизмой и приятным баритоном, но мое сердце абсолютно покорил жеманный, хвастливый, трусоватый и скуповатый Маркиз.
Обладателя всех этих многочисленных “достоинств” блистательно сыграл Гоша Куценко. Эта роль ему безумно идет. Актер купается в роли, привнося в нее бездну собственного обаяния и презабавнейшего хулиганства. Один только поиск мини бутылочки со знаменитым кипрским вином в “местах не столь отдаленных” чего стоит! А страдания маркиза по поводу того, что флакон с мелиссовой водой, который он так опрометчиво упустил из рук, оказался золотым, могут затмить собой любую вселенскую трагедию. Гоша, не печальтесь, зрительская любовь возместит вам эту потерю!
Впрочем, режиссерская трактовка Виктора Шамирова дает буквально всем персонажам шанс на частичку зрительской любви. Например, дуэт несостоявшихся знатных дам Ортензии и Деяниры в гротескном исполнении Натальи Щукиной и Александры Велескевич. Наталью, сказать по чести, узнала сначала только по голосу – великолепное перевоплощение. А Александре пятерка с плюсом за вытянутое лицо и вечно открытый рот.
Эти две красотки, прописанные у Гольдони как апофеоз глупости и противовес лукавой мудрости Мирандолины, предстают в спектакле, скорее, простоватыми, но милыми.
В пьесах знаменитого венецианца уже появлялись женские персонажи, рьяно отстаивающие собственную идентичность. Помните Смеральдину из “Слуги двух господ” и ее пылкую речь? Но Мирандолина с ее мстительным коварным планом превзошла всех. Отомстить женоненавистнику Кавалеру (Вячеслав Разбегаев), искусными женскими уловками разжечь в нем пылкую страсть, а затем обрушить на него собственное равнодушие, как ушат холодной воды? О, жестокая! Признаюсь, мне всегда было жаль несчастного Кавалера. Я бы на месте Гольдони (ну дайте же помечтать о несбыточном) придумала финал истории в духе фильма «Укрощение строптивого» с Челентано. Но Мирандолина предпочитает распалившемуся Кавалеру довольно скучного, но беспредельно ей преданного Фабрицио. Ее выбор понятен. Помощь в управлении гостиницей никогда не помешает.
Только вот как же быть с утратой доверия? Такой жестокий эксперимент чреват для Кавалера смертельной обидой на весь женский род и после него он снова будет утверждать, что все зло “от баб”. Но это же комедия, господа, а когда она так замечательно сыграна, поверим, что и у Кавалера еще появится шанс на любовь.
Наталья Романова специально для Musecube
Фотографии Ирины Прико можно посмотреть здесь
Добавить комментарий