«Ты свободен, дорогой!», или спектакль как сеанс у психолога

ты свободен дорогой

На сцене Театрально-концертного зала «Дворец на Яузе» 25 сентября 2023 года Продюсерская компания «М-АРТ» презентовала антрепризный спектакль «Ты свободен, дорогой!» по пьесе Нила Саймона в постановке режиссера Владимира Шевелькова.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной достаточно животрепещущая тема. Она является одной из основных сюжетных линий в любом спектакле. Но в этом спектакле меня в первую очередь удивило то, как всего за два часа подняли такое количество значимых, нужных и важных тем, касающихся мужчины и женщины: встреча новой любви после потери близкого человека, развитие любовных отношений на разных этапах, брак и модели поведения в нем, измены в супружеской жизни. На протяжении всего спектакля у меня было ощущение, что ты являешься наблюдателем самых актуальных проблем, которые встречаются в любовных взаимоотношениях. Все, что происходило с главными героями в этот вечер — случается со всеми нами в повседневной жизни. Только в повседневной жизни мы проживаем это на собственном опыте, а здесь ты еще имеешь возможность проанализировать, как это выглядит со стороны, и какие-то вещи открываются тебе больше и ты смотришь на них по-новому.

Перед нами мужчина-вдовец Джордж Шнайдер (Илья Носков), он только что потерял свою жену, которую очень любил. Его не интересует ничего и никто вокруг, он старается за счёт своей работы и занятости отвлечься от воспоминаний и переживаний. И как это бывает обычно в семье, его полная противоположность — брат Лео Шнайдер (Александр Арсентьев). Он активен, харизматичен, сексуален и очень любит женщин. Лео пытается помочь брату прийти в себя, правда делает это способами, которые близки ему. Он пытается его вытаскивать на различные мероприятия, знакомить с женщинами, но все это не подходит Джорджу.

В один из вечеров Лео знакомится с Дженни Мелоун (Лянка Грыу) и ее лучшей подругой Фей Медуик (Алла Юганова). Дженни, несмотря на творческую профессию (она актриса), достаточно серьезна и педантична. После недавнего развода она держится, не впадает в депрессию, но при этом четко даёт понять, что никакие отношения ей сейчас не нужны. Фей — противоположный типаж. Она достаточно яркая и экстравагантная женщина, что демонстрирует как ее внешний вид, так и поведение. Фей и Лео схожи в темпераментах, и в данной ситуации им приходит идея отправить на совместное свидание свободных Дженни и Джорджа. Последним эта затея не особо нравится, но обстоятельства складываются так, что Джордж и Дженни все-таки знакомятся. Не смотря на начальное сопротивление с двух сторон, травмирующий прошлый опыт, они находят в друг друге то, чего им не хватает. Они обоюдно вступают в отношения, оставив в прошлом свои ошибки, разочарования. Далее их романтическая история очень динамично развивается. Обычно подобные истории на этом этапе заканчиваются «и жили они долго и счастливо», но зритель имеет возможность и после антракта заглянуть уже в период их совместной семейной жизни. А здесь уже открываются герои совершенно по-другому и сталкиваются с другими проблемами.

Параллельно развивается история у Лео и Фей, только со своими нюансами и интригами. Оба находятся в браке, но при этом ищут что-то новенькое на стороне: эмоций и чувств, которых не хватает. И если для Лео это привычная история, в которой он оказывается не первый раз, то Фей, несмотря на свою раскрепощённость и легкость, на протяжении всего спектакля размышляет вместе со зрителем о допустимости или недопустимости измены. Мы наблюдаем за тем, что «женщина решила изменить» и «женщина готова к измене» — это совершенно разные стадии. Своими размышлениями и поведением Алле Югановой удалось донести муки выбора героини, как ей непросто сделать этот шаг, несмотря на всю ее легкомысленность.

У всех героев достаточно много глубоких монологов, после которых есть о чем подумать, ты примеряешь их слова на себя и свое мировоззрение. Мне больше всего запомнились два монолога: монолог Дженни Мелоун о неудачном опыте отношений и потерянном времени в браке и монолог Лео Шнайдера о бесконечности брака. Монолог Лео очень понравился мужской половине зала (по реакции мужчин в зале можно было сделать такой вывод). Но и женщинам тоже полезно было услышать и проникнуть в мир размышления мужчин. Мужчина и женщина на многие вещи смотрят по-разному, поэтому симбиоз монологов с обеих сторон дает тебе более полно взглянуть на ситуацию. Ты понимаешь, о чем говорит Дженни, тебе как женщине откликаются ее мысли. У всех есть опыт неудачных отношений, и многие после расставания всегда задаются вопросом: «Для чего был нужен этот опыт и сколько лет потеряно?». Мы наблюдаем типичную женскую реакцию после расставания и во многом узнаём себя. В то же время размышления и фразы Лео интересны, чтобы понять какими категориями мыслит противоположная сторона.

Актеры очень гармонично и правдиво существуют со своими героями. Реалистичный спектакль, который позволяет посмотреть на многие жизненные проблемы со стороны и увидеть то, чего ты не замечал ранее. Несмотря на значимость поднятых проблем, диалоги героев пропитаны юмором, серьезные темы разбавлены позитивом и смешными шутками. Большинство фраз можно разбирать на цитаты, многие реплики очень остро подмечают важное в сложившейся ситуации.

Каждый зритель найдёт в этом спектакле что-то своё под призмой своего опыта взаимоотношений, близкое и откликающееся ему, потому что типажи героев очень разные. Спектакль не оставит равнодушным никого: здесь подняты как темы для рефлексии, так и поводы для иронии и смеха. Со спектакля я выходила с легким ощущением, как будто я посетила сеанс у психолога, и еще на следующий день возвращалась в собственные размышления на тему взаимоотношений между партнерами.

Татьяна Ложникова специально для Musecube
Фотографии Елены Клюевской можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.