Вальмон и его команда. «Опасные связи» Глеба Матвейчука

Позор ошибки, боязнь огласки,
Наивных слёз постыдный грех –
Ты всё укроешь за шёлком маски.
На ней написан всегда успех!
«Монте Кристо»

Прежде всего – этот спектакль очень красив. Той красотой, которая, словами Мандельштама, «не прихоть полубога, но хищный глазомер простого столяра». Мюзикл «Опасные связи» по пьесе Шодерло де Лакло (в пересказе К. Кавалеряна) создан, безусловно, сильными художниками – их острый взгляд, уверенная рука и чувство стиля достойны стать в ряд с мастерами «галантного века». Костюмы – от солистов до ансамбля – не погнушались бы носить при французском дворе; декорации просты, лишь если к ним присмотреться, а для героев создают аутентичную обстановку от будуара до храма; о световой партитуре хочется высказываться только в превосходных тонах.

Под стать картинке – личины персонажей. Герои и героини этой истории полностью архетипичны, словно родня маскам «комедии дель арте». Роковая маркиза де Мертей (Агата Вавилова), взбалмошная госпожа де Воланж (Юлия Чуракова), ее юная дочь Сесиль (Н. Куликова), неприступная «президентша» де Турвель (М. Бережная), молодой наивный музыкант Денсени (Е. Кириллов), распутный весельчак-слуга Азолан (М. Сидоренко) – и он, тот самый, ради которого мы здесь собрались – легендарный виконт де Вальмон (Александр Суханов). Впрочем, последний как раз очень старается вырваться из-под маски донжуана, выровнять колею, изменить судьбу… удастся ли? И что считать победой, а что поражением в этой войне?
обложка
В известной версии Леонида Филатова (в спектакле по которой Вальмона играл Сергей Виноградов) герой встречает одинокую старость, язвительно перечисляя уродства, которыми возраст наградил его бывших возлюбленных, и в целом находится в глубокой депрессии, настоянной на утешительном цинизме.

Авторы мюзикла остановились на финале, каким его задумал драматург. И, пожалуй, они сумели подать события так, что даже этот финал парадоксально оптимистичен. Не буду его раскрывать (там есть интересный «твист», если можно так выразиться… принесёт ли он вам радость, зависит от вас).

Непременно перейду к актёрским работам, но объективности ради отмечу момент, который не стал для меня приятным откровением, скажем так. Это, к сожалению, тексты. Всё ещё жду от поэта творения, сравнимого с его же «Дубровским» по повести Пушкина (достойные песни и диалоги), но в «Опасных связях» мы снова – не к ночи будь помянута «Джейн Эйр» с её «овечкой-овцой» — слышим рифмы типа «больно/довольны», «надо/яда» и тому подобные – предсказуемые и невыразительные, как «вопрос/Атос»… К счастью (еще один парадокс), звук был немножко мятый, и многое из произнесённого и спетого осталось «на догадку» зрителям, отчего собственно музыка только выиграла.
обложка
Поехали. Агата Вавилова – королева всего действия. Она затевает интригу, она её плетёт и выстраивает, доводя до логического завершения, и она же последняя пожинает горькие плоды своего мщения. Своих демонов мы, конечно же, создаём себе сами – именно виконт сделал маркизу такой, какая она есть; но на что дана людям свободная воля и способность прощать? Нет ответа.

Юлия Чуракова – женщина-фейерверк. Её героиня комична, саркастична, но при этом по-своему добрая подруга и заботливая мать-наседка. Разумеется, она проглядела буквально всё у себя под носом, но как очаровательно и смешно она об этом поёт!

Сесиль и Денсени – обаятельные юные существа. Они трогательны, страдают от козней «взрослых», но будущее, кажется, всё же за ними.

Имя Азолана не может не вызвать ассоциации с Азазелло, слугой Воланда. Он передьяволит дьявола, этот сладкий и гадкий тип, и унаследует ад.

Мужняя жена де Турвель, конечно, напомнит нам Анну Каренину. Та же изначальная неприступность, то же «падение» в любовь, и даже конец мог стать таким же, если бы не… но см. выше о неоднозначном финале.

Ещё нужно сказать о собственно постановке как режиссёрском творении. «Опасные связи» на сцене театра Рюминой, да будет позволено мне такое выражение, это большой и красивый видеоклип, очень уместно кинематографичный. У нас не вызывает никакого недоумения «незримое» присутствие персонажей как наблюдателей или подсказчиков в «чужих» эпизодах. Когда Сесиль поёт соло о своей девичьей любви, за её спиной Мертей соблазняет Денсени; тот же Денсени декламирует трогательное послание к возлюбленной, проходя перед сценой, а что творится там, лучше детям не рассказывать… балет как коллективный эрос вообще лучшая находка постановщиков и хореографов.
обложка
Как ни растягивай пружину рассказа, пора переходить к восклицательному знаку — Вальмону. Отрицательное обаяние – понятие, состоящее из двух нерасторжимых компонентов: отрицательности и… точно, обаяния. Первое помогает нам отстраниться от героя, второе не позволяет от него оторваться. Именно таков Суханов, причём, осмелюсь высказать наблюдение, он таков во всех ролях – просто в силу своей уникальной харизмы. А уж какой мощный вокал и яркое актёрское мастерство к дарам естества прибавил сам Александр – кто знает, не позабудет. Кто не знает – восполняйте, театральные впечатления на всю оставшуюся жизнь сами себя не накопят.

В спектакле участвуют и другие артисты – у ролей есть «составы», они, без сомнения, увлекут публику по-своему… так что sold out проекту обеспечен, даже если его будут чаще ставить в афишу, что весьма желательно.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям

Елена Трефилова специально для Musecube

Фотографии автора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.