Видеть музыку: волгоградская оперетта с антикварным темпераментом

Фото Елены Лапиной предоставлено пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»

Волгоградский музыкальный театр «Марицей» несравненного Имре Кальмана в постановке Владимира Колявкина открывал программу Девятого Фестиваля «Видеть музыку» (проходит при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив).

Мировая премьера оперетты состоялась 100 лет назад — в феврале 1924 года. Верный своему принципу не только развлекать людей, но и (как бы мы сейчас сказали) развивать их эмоциональный интеллект, в основу произведения композитор поместил острый любовный конфликт. У неовенской оперетты свои законы: любовная драма (в «Марице» она сюжетно усилена социальным неравенством) со счастливой развязкой, конкурирующие за внимание зрителей пара героев и пара каскадная, выходная ария героини, много ансамблей и лейтмотивные «визитные карточки» персонажей. «Марица» считается самой венгерской опереттой Кальмана — и зачастую даже костюмы многих постановок отшивались в цветах венгерского флага.

Москва «Марицу» видела очень давно — года 3-4 назад Центр возрождения оперетты им. Татьяны Шмыги давал антрепризу с солистами Московского театра оперетты, да сам только что обозначенный театр в ковидный локдаун открывал ненадолго портал со своими видеозаписями спектаклей — потому гостеприимный зал «Стравинский» театра «Геликон-опера» был полон как физически (ввиду полнейшего солд-аута), так и — надеждами на встречу с пьянящими чардашами и привычными для оперетты театральными допустимостью и отсутствием логики.

Изобразительно-декорационное решение Алексея Михальчева сдержанно, скромно и призвано не отвлекать внимание от происходящего на сцене. Главная героиня сменила костюм (к ним приложила руку Ирина Елистратова) более пяти раз — хотя бы для того, чтобы обозначить смену календарных дат действа; цыганам и крестьянам такими «глупостями» заниматься не пристало — по причине того, что в спектакле действительно очень много ансамблевых сцен.

Собственно, нам и была представлена оперетта именно как классика хорового жанра. В обоих парах солистов мужская половина (Тассило и Зупан) была явно сильнее и вокально, и пластически, героине (Марице) осталось отыгрывать драму, субретке (Лизе) — подыгрывать брату и потенциальному жениху.

В 2022 году, когда Волгоград привозил на фестиваль спектакль «Мата Хари. Любовь и шпионаж», была та же проблема — отсутствие фейерверка и каскада как таковых. Ныне феерия венгерского «огневого» чардаша, цыганского азарта и жанрового остроумия снова как-то подрастерялись… Даже многократно повторенные шуточки Морица вызывали бóльшую реакцию в зале, чем самые что ни на есть шлягерные номера.

Виной ли тому либретто на основе Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда или же именно режиссерское видение жанра — кто знает, но и без малого три часа (с перерывами на два антракта) под силу были только истинным ценителям Кальмана. Они-то и подпевали еле слышно, когда из оркестровой ямы неслись вставные и знакомые сердцу «частица черта в нас» и «любовь такая, глупость большая».

Марица вскользь пеняла Тассило на его антикварный темперамент, но не каждому московскому зрителю в тот вечер удалось «однажды <…> придя в театр, стать частью какой-то истории». Композиторский успех со столетней историей, ансамблево-хоровое искусство и виртуозный оркестр же были на высоте — и неизменно радовали тех, кто жаждал встречи с королем оперетт и желал услышать его музыку.

Ольга Владимирская специально для MuseCube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.