Какое совпадение, прекрасное мгновение не омрачилось холодом, снегом и дождем. Несмотря на непогоду в Петербурге, середина осени окрасилась для города в яркие и сочные оттенки благодаря II Межрегиональному фестивалю «Б’АRТ’О» в Театре юных зрителей имени Брянцева. Детское мероприятие продолжалось с 14 по 17 ноября и завершилось награждением участников на отчетном гала-концерте.
Фестиваль совсем новый для театра. В прошлом году отмечался 115-летний юбилей со дня рождения советской поэтессы Агнии Львовны Барто. Как отмечают в пресс-центре ТЮЗа, в стихах Барто заложена жизненная мудрость и простым, легким языком, понятным любому ребенку, описаны важнейшие жизненные ценности, определены нравственные ориентиры. Фестиваль «Б’АRТ’О» призван проанализировать и осмыслить творчество этой писательницы, а также других знаковых детских поэтов».
Участниками торжества стали как подростки, так и ребята помладше из театральных студий Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Саратова, Москвы, Тольятти, Поляны Рязанской области.
Афиша основной программы включила в себя 15 коротких спектаклей или этюдов, мастер-классы от артистов ТЮЗа, круглые столы для педагогов театральных коллективов, актерскую лабораторию. В конце третьего дня в постановке В. Богатырева показали спектакль «Время Ч.» по произведениям А.П. Чехова.
Пока юные падаваны оттачивали свое мастерство на верхних этажах театра, в это время на новой сцене начинающие драматурги соревновались за награду «Лучшей пьесы». Весь конкурс проходил на базе лаборатории «ПЬесочница».
В этом году поступило около 80-ти заявок от драматургов. Выбор оказался не простой. Камерная атмосфера, приглушенный свет, музыка на заднем фоне, само название лаборатории, «мозговой штурм» мнений – все в купе придало ощущение, будто на мгновение взрослые и дети очутились в огромной песочнице, где каждый строил замки или пытался это делать. Кто-то хотел его воссоздать правильным – точно математически рассчитанным, другой – придать больше эстетики, красоты и роскоши, а альтернатива первым двум – вдохнуть новизну, сакральность, фантастичность, экзотику и заложить свое – из личного.
Хочется отдельно отметить сам формат читки. Все действие сопровождалось в ярко и динамичном виде, включая декорацию, игру света. Перед зрителями написанные роли обретали некие черты, плоть и кровь, свой характер.
Один день – одна читка с обсуждением авторитетных драматургов и зрителями. В аудитории присутствовали авторы пьес, студенты-режиссеры, актеры, родители, педагоги. И главными слушателями, естественно, оставались дети, они же и жюри этого конкурса. Хотя мне лично не хватило детского мнения. В основном, они стеснялись, робели от пристального внимания, порой не понимали, что хотят услышать взрослые. Кажется, если бы детей в жюри было больше, они бы стали уверенно и открыто высказывать свое личное впечатление от читок.
Модераторами «ПЬесочницы» стали Ольга Каммари и Мария Сизова – одни из тех драматургов, которые прочитали все присланные пьесы, оценивали их и отбирали на полуфинал. Каждый раз по прочтении они отмечали, по каким критериям отбирали работу.
В первый день обсуждалась пьеса «Едят ли ведьмы своих внуков» московского драматурга Петра Вяткина — история о семье из Петербурга. У главы семейства умирает мама, на похороны родители решили не брать с собой десятилетнего сына, а отвезти его к другой бабушке. Правда, между родственниками были очень натянутые отношения – старушка любила много колдовать. Внука Костю забавлял этот ореол мистичности. Вместо однокомнатной квартиры в хрущевке ему представлялся интерьер из хижины Бабы-Яги, летающее помело как основной транспорт передвижения, множество баночек, наполненных ингредиентами для колдовства, и сердобольная бабушка. Классический образ ведьмы. Костя пытался ее задеть, немного позлить, чтобы увидеть то самое волшебство, магию в реальности. По сюжету к ведьме приходит семья Паутинковых — Сара Матвеевна с дочкой Ксюшей, чтобы заказать приворот. Тут и кресты перед входом снимают, и в дверь стучат тринадцать раз, и разговоры ведут об одном – сказывается давнее знакомство. Ведьма своим строгим голосом, при мрачной музыке, рассказывает алгоритм приворота на кладбище для Ксюши и наказывает, чтобы та ни в коем случае не спутала весь порядок. Но про плату на лапу не забывает. Ведь мама Ксюши, Сара Матвеевна, работает в М-Видео и может раздобыть кулер на 8 Гб. Оказывается, бабушка содержит майнинговую ферму дома. И только кот Сыч, наблюдая за всем процессом, как лягушка, то ли квакал, то ли так смеялся.
Кульминационным моментом в этой пьесе стал разговор по душам внука и бабушки. Оказалось, что женщине не только не хватает пенсии для жизни, но и внимания, доброты, заботы. Сочувствие и мягкость от Кости пробудили в бабушке теплые воспоминания о покойном муже, который в последний раз также крепко ее обнимал и проявлял разные нежности. В конце сюжета родители мальчика помирились с бабушкой. Этой семье хватило пару часов для принятия друг друга и возрождения родственных связей, чувств. К сожалению, реальность такова, что пропасть между родственниками бывает настолько огромной, что многие годы тратятся – наладить контакт, найти точку соприкосновения. В противном случае, молодые и взрослые люди остаются пребывать в одиночестве, и тяжесть от равнодушия и ненужности превращает их сердца в твердый камень.
Однажды с автором Петром Вяткиным произошла похожая история. В подростковом возрасте у него вскочила болячка на лице. Ни врачи, ни мази, ни таблетки не помогали. Тогда мама и папа отвели его к «волшебнице». Она дала рецепт, что нужно сделать. И болячка, на удивление, прошла. Петр удивляется, «был ли это пубертатный возраст или чудодейственное волшебство».
Следующую пьесу «Разговор о летающих бобрах» ставропольского драматурга Андрея Бикетова выбрал сам театра. Действие разворачивается на полянке. Ежик находит разные предметы и хвастается ими перед кротом. Но последний и сам не промах, ведь он хозяин под землей. И тут, среди травы, ежик находит кое-что неизвестное и называет это «Того-Этого» (перо птицы). Проходят сутки, а ежик и крот все спорят, кто потерял эту вещь. К компании присоединяется тигренок, и все вместе начинают высказывать догадки, вспоминая других лесных и домашних животных. Кто же самый странный из зверей? Выбор падает на бобра. «Он зубами дерево точит, плотины зубами строит», значит, «отпало, отшелушилось». Добрый бобер вежливо отвечает, что он не умеет и не может летать. Но зверушки ни в какую не верят. Они пытаются всеми силами доказать, что бобры летают. Заставляют его каркать, крякать. Под конец сталкивают со склона. Бобер, естественно, падает и понимает, что эта затея обречена на крах. Вдруг, пролетая над шумной компанией, птичка замечает свое перо. Она забирает его и улетает. Такой поворот событий зверят не устраивает, и они бросаются вдогонку за «Того-Этого». Финальный аккорд звучит в словах бобра – «мечтать, много мечтать, даже если не сбудется».
Один из критериев отбора пьес предполагает в будущем поставить по ней спектакль для детей от 6 до 12 лет. В «Летающих бобрах» драматурги отметили привлекательную игру слов: «бобра добра», «Того-Этого», как в произведениях Чуковского, Барто. Детское жюри положительно оценило работу.
Андрей Бикетов писал этот рассказ для своих детей. Этой пьесой он хотел показать всем родителям, что дети – «маленькие взрослые, со своими желаниями, устремлениями», и не относиться к ним как «глупеньким». Порой они шалят, хулиганят, но в природе ребенка экспериментировать, наблюдать – так познавать окружающий его мир. Некоторые зрители высказывались, что сказка учит оставаться самими собой, не слушать каждого, даже если это твой друг.
В последний день читок прозвучала пьеса «Полина ищет па» уфимского драматурга Екатерины Тимофеевой. Главная героиня живет в неполной семье. Она мечтает увидеть своего отца, то представляя его капитаном дальнего плавания, то мастером спорта и мастером по поеданию пельменей или добряком «дядей Витей», обаятельным парнем, который ходит в растянутой майке и шортах, подозрительно похожих на трусы. Последней каплей для побега из дома становится рекламная съемка полной семьи: мама, папа и ребенок. Полина находит открытку маме от какого-то Павлика из Петербурга. Тут начинается скандал с битьем посуды и хрупких предметов. В отчаянии девочка отправляется на поиски отца в Петербург со своей воображаемой подругой Алисой, заодно прихватив с собой заначку бабушки. В поездке она знакомится с доброжелательным таксистом, строптивыми бывшими соседками папы по коммуналке, уличными барыгами. Но больше всех по глубине отличился другой персонаж – Мумия. Это женщина-бродяга, живущая в грязной захламленной квартире и вечно скитающаяся по городу. Когда-то она потеряла сына, а вместе с ним и молодость, смысл жизни. На фоне разрухи девочка понимает, что дома ей было хорошо, тепло, уютно, пусть и без папы. Пора возвращаться. Ей стало жаль одинокую женщину, она укрывает ее покрывалом, желает спокойной ночи и уходит. В это время по Петербургу мама, бабушка ищут Полину, позже к ним присоединяются таксист и бывшие соседки по коммуналке. В финале семья воссоединяется. Девочка раскаивается в проступке перед бабушкой и мамой. Алиса замолкает навсегда.
На протяжении всей истории ощущалось давление принятых социальных норм, клише на главную героиню. За порогом дома – рекламная съемка, спартакиада, директор школы требовали от нее красивой и идеальной жизни. Внутри семьи тоже не лучше. Мама вечно занятая, постоянные метания острыми словами друг в друга, – все вместе породило в девочке Алису. Такое бывает часто, когда мать не проявляет достаточного внимания своему ребенку, не додает ему ласку, любовь. Пустота заполняется богатой фантазией: а вдруг с отцом, на той далекой и красивой планете, она, наконец, обретет счастье и любовь? Нет. Ее настигает вновь разочарование, ведь папу она так и не нашла. Но жизнь благосклонна. Девочку ищут, о ней думают, в отличие от Мумии. Женщину никто не ждет, она одна несет тяжесть бремени.
Неполноценность, потерянность и грусть – вот, что ощущалось после прослушивания пьесы. Скорее всего, для детей от 6 до 12 лет эта работа слишком взрослая.
На гала-концерте в номинации «Лучшая пьеса» победила работа Петра Вяткина «Едят ли ведьмы своих внуков». В целом, все три пьесы достойны своего дебюта на сценах ТЮЗа не только питерского, любого в России. Надеюсь, они пройдут свои доработки, как известно, вода камень точит, чтобы стать очаровательнее, не потеряв по пути своей глубины и сути.
Татьяна Смирнова специально для Musecube
Добавить комментарий