Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.
Владимир. Высоцкий
Согласно старинной притче, некий военачальник однажды покорил чужой город и время от времени засылал туда сборщиков податей, а когда они возвращались с добычей, спрашивал: ну, как там жители? «Плачут!» – отвечали сборщики. Тогда, спустя время, покоритель требовал новой дани. И наконец, в ответ на его обычный вопрос сборщики с изумлением констатировали: «Они смеются!» Тогда мудрый полководец повелел: уходим, у них больше ничего нет, чтобы отдать.
Театр в этом году переживает осаду. Он болен изоляцией. Но артисты не плачут – поэтому есть надежда, что «враг» отступит, обманутый их смехом. А кто бы не захохотал, увидев Марка Григорьевича Розовского, вышедшего на сцену открыть 38-ой сезон Театра у Никитских ворот в образе доктора Айболита? Так и начали: мешая со слезами брызги шампанского.
За 156 дней вынужденного простоя произошло много событий: и грустных, и радостных. Театр потерял в 2020 году троих хороших людей, замечательных друзей и ценных сотрудников: Юрия Пышного, Марину Саркисову и Виолетту Ганичкину, чью память почтили сегодня минутой молчания. В труппе в этом сезоне нет актёрского пополнения, однако коллективу представили нового заместителя директора, Антона Величко. Видеоклип, посвящённый «самоизоляции», чётко разделился на две половины: чёрно-белые кадры пустых кулис, зачехлённых кресел и немых афиш сменились яркими, энергичными, забавными фото из онлайновой истории прошедшего лета и фотографиями начавшихся репетиций.
В планах худрука на новый сезон много названий, и, судя по подробности рассказа о них, за осуществлением дело не станет (были бы средства – и организационная возможность, зависящая от судьбы). В 2020-2021 году на подмостках театра появятся: камерный спектакль «Фанни» (о необычайной биографии эсэрки Фанни Каплан, связанной парадоксальным образом с историей семьи самого Розовского); мюзикл-лубок «Тайна Распутина»; постановка «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя; музыкальный спектакль «Колумб» композитора Игоря Левина (автора «Пляшущих человечков») по либретто Марка Розовского; театральное исследование по повести В. Набокова «Лолита» и, наконец, предстоит возрождение на московской сцене знаменитого мюзикла М. Дунаевского и Ю. Ряшенцева «Три мушкетёра» (обещают удивить, не повторяя ни прежние постановки, ни всем известное кино). На старой сцене актёры «Ворот» продолжат блистать собственным творчеством в цикле «Лента поэзии». Зрителя ожидают новые открытия от Юрия Голубцова, Андрея Молоткова, Дениса Юченкова, Николины Калиберды, Александра Чернявского, Валерия Шеймана и других. По сложившейся за время пандемии традиции, канал «Театр» снимет спектакли для трансляций и вообще для истории. Этот список не полон, но пока рано перечислять все сюрпризы – будем ждать и надеяться. Желание трудиться, пробиваться к зрителю – даже в навязанных нам всем ситуацией условиях – очень мощно и у молодых, и у ветеранов.
В этом году, кстати, исполняется 90 лет Юрию Ряшенцеву, что, несомненно, будет отмечено юбилейным вечером поэзии в конце сезона. С юбилеями директор театра Татьяна Ревзина поздравила от имени труппы Валерия Шеймана, Галину Борисову и Екатерину Ковалёву, а с прибавлением в семействе – актрису Екатерину Васильеву.
Татьяна Иосифовна в своём выступлении дала краткий обзор финансовой и административной деятельности руководства, которая, в отличие от творческого процесса, не прекращалась ни на минуту – практически в буквальном смысле. Широкой публике, конечно, эти детали не так интересны, но пара подробностей касается и зрителей: увы, в театре пока не будет работать буфет (противоэпидемическая мера) – зато на старой сцене появилась дополнительная кабинка… ну, сами понимаете, какая. Завсегдатаи, несомненно, оценят это обновление по достоинству.
Вообще ограничения, накладываемые Роспотребнадзором, заставляют дирекции учреждений культуры хвататься за голову. На здоровье не экономят, но 50-процентная заполняемость залов, например, лишает театры не только доходов, но и возможности приглашать друзей и близких на спектакли. Тема «контрамарок», господа, становится запретной, не бередите рану – покупайте билеты!
«Наверху» в целом сочувствуют сложившемуся положению. Александр Калягин, как председатель СТД, дал это понять в своём обращении к Марку Розовскому по случаю открытия сезона. Наталье Корецкой предстоит визит в Кремль как лауреатке президентского поощрения за вклад в театральное искусство. Единственный и неповторимый Сальери – Александр Масалов – за спектакль «Амадей» получил «приз Семёна» (ежегодная внутритеатральная награда от Семёна Розовского), который пригласил разделить её с собою обоих Моцартов – Игоря Скрипко и Никиту Заболотного.
Финальной частью сбора стал, по традиции, мини-капустник актёров театра. Смехом победиша! Весёлый обзор лета спели Наталья Юченкова, Ольга Лебедева, Денис Сарайкин, Игорь Скрипко и Денис Юченков. Читал стихи собственного сочинения и убойного сарказма Андрей Молотков. Дуэт Константина Иванова и Никиты Заболотного с 50-процентным освещением (истинно говорю, до середины слушали в темноте, и это не техническая накладка) воспевал наши, не приведи господь, напрасные ожидания счастливого будущего. И завершили постизоляционный парад талантов снова Денис Юченков и Андрей Молотков: «Актёр всегда идёт на свет, и без партнёров ему пусто; как будто сбросили в кювет моих собратьев по искусству!»
Но нет такого кювета, друзья, который – вашими стараниями – не стал бы столбовою дорогою. Властям предержащим стоит повернуться лицом к театральному миру (пока он не проложил, как в известном анекдоте, новую трассу).
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Елены Лапиной предоставлены Московским театром “У Никитских ворот”
Добавить комментарий