Воскрешение любовью: «КарамазоВЫ» в который раз покорили Петербург

Воскрешение любовью: «КарамазоВЫ» в который раз покорили Петербург
Фотография Любови Гайворонской

«Тот, Кто создал небо твердь,
Сделал избавленьем смерть,
 Дал во искупленье жизнь –
Самый сложный механизм!
 Землю, что цветёт весной,
Где вечные закаты с зарёй,
Где ветер распахнёт мне сердце вновь,
Где чувствую Его Любовь!..»

18 апреля в «Колизее» вновь давали «КарамазоВЫх». В зале был аншлаг – рок-опера Александра Рагулина давно снискала заслуженную любовь у петербургских театралов. В этот раз дополнительным поводом для полного зала стало то, что впервые за несколько лет в партии Грушеньки на сцене Северной Пальмиры выступила Екатерина Гусева.

«КарамазоВЫ» — великолепный пример того, как из огромного, философски сложного и неоднозначного произведения Ф.М. Достоевского можно удивительно точно выделить лейтмотив всего романа и, за неполных два часа сценического времени, показать особенности характеров основных персонажей, их взаимоотношения и мировосприятие.

Об этой постановке писали уже много раз. И, казалось бы, добавить уже нечего. Но уникальность данного спектакля в том, что при каждом показе авторы и артисты открывают зрителю новые, доселе неизведанные грани романа Достоевского.

Александру Рагулину каким-то фантастическим образом посредством музыки и текста удалось рассказать историю человеческой души. «КарамазоВЫ» буквально дышат символизмом. Название с нарочито выделенным «ВЫ» намекает на универсальность истории – темы несчастной любви, душевных конфликтов внутри себя,  веры и безверья, одиночества и противостояния всему миру актуальны для многих и во все времена

На сцене из декораций лишь стулья и лавка, на артистах — минималистичные черно-белые костюмы —  чтобы показать внутренний мир каждого героя не нужен внешний флёр. С первых аккордов «КарамазоВЫ» погружают зрителя в мир ужасающей реальности, где в сердце каждого идет кровавая борьба добра и зла, милосердия и предательства, любви и ненависти; где вера в любовь, людей, мир проходит испытание страстями и пороками, соблазнами и разочарованиями.

Конфликты интересов, резкие повороты сюжета, водоворот страстей держат зрителя в напряжении до самого конца спектакля.

В рок-опере Александра Рагулина и в романе «Братья Карамазовы» дается обобщённая формула «русской души», ее стремления «забвения всякой мерки во всем», показана ее созидательная и разрушительная сила.

Осознанное отрицание веры и при этом необходимость в ней как в якоре, двойственность, смесь самопожертвования и эгоизма, блуждание в плену ложных ценностей – именно так о человечестве рассуждает Иван Карамазов (Кирилл Гордеев).

Социально-нравственная деградация, характерная для Ивана, Дмитрия (Александр Рагулин), Федора Павловича (Александр Суханов) и Смердякова (Иван Ожогин) в свое время, получила название «карамазовщина».

В царстве «карамазовщины», в мире жестокости, вседозволенности и эгоизма преступление неизбежно. И в нём виновны все, в том числе, и истово верующий Дмитрий, которому его вера не мешает избивать отца, угрожать ему расправой. Дмитрий не совершил это страшное преступление, но в своем сознании его допустил.

Алеша Карамазов в исполнении Ярослава Баярунаса — один из немногих персонажей рок-оперы, во многом отличающихся от своего литературного прообраза.  В рок-опере Александра Рагулина этот герой гораздо чаще рефлексирует, сомневается во многом, от чего-то даже бежит (например, от любви: в сценах с Грушенькой создается впечатление, что он боится своих чувств). Да, он также полон веры в Бога, в людей, но каждая его ария выстроена таким образом, что обнажает его стремление не верить бездумно, а во всем искать зерно истины, становясь таким образом новым типом религиозного правдоискателя.

«Брат мой, я верю в доброе начало в твоём сердце» — проникновенно взывает Алексей к своему старшему брату Дмитрию (Александр Рагулин), в котором, при всех его противоречиях и сомнениях, всё же побеждают милосердие и гуманизм.

Алексей стремится каждого понять и простить: и развратного отца, и богоборца Ивана, и вспыльчивого Дмитрия.

Будущее младший Карамазов видит в духовном совершенствовании личности. Но и он  косвенно виновен в смерти отца, так как знал о намерениях Дмитрия и настроениях Ивана, но ничего не сделал, чтобы предотвратить беду.

Но всё же именно Алексей из рок-оперы Александра Рагулина становится неким катализатором, побуждающим своих братьев к духовным переменам: благодаря разговорам с ним Иван всё-таки начинает верить в Бога, а душа Дмитрия становится светлее и чище.

Невероятно интересным и сложным образом стала Грушенька в исполнении Екатерины Гусевой. Она сдержанна в каждом своем слове, движении, жесте. Но, благодаря мастерству актрису и глубочайшим строкам арий Грушеньки понимаешь, что такое спокойствие – символ абсолютной опустошенности души, когда человек совершенно потерял надежду на что-то светлое в своей судьбе.

Оставаясь с собой наедине, героиня борется с угрызениями совести, которые выплывают всякий раз из мрака её воспоминаний. Её гнетёт прошлое, от которого не может избавиться. Девушка всеми силами стремится обрести свободу от своей боли, очиститься. Именно поэтому она ведет проникновенные беседы с Алешей Карамазовым. Пронзительный и нежный дуэт с Алёшей, попытка научить его любви есть отчаянное стремление к жизни, попытка доказать самой себе, что сердце не умерло и чудо еще возможно.

Еще один трагичный и крайне неоднозначный персонаж «КарамазоВЫх» — Павел Смердяков в исполнении Ивана Ожогина. Прекрасный пример того, как артист может отойти от своих внешних данных и удивительно органично вписаться в образ человека, чья душа разрушена отказом в любви.

Александр Рагулин расставил в рок-опере смысловые акценты так, что именно Смердяков становится ужасающим символом мира без любви. Квинтэссенцией попыток персонажа найти, заслужить любовь так, как он её понимает, стала знаменитая ария «Что я? Кто я?», в которой Смердяков пытается еще и осмыслить свое место в мире.

Да, для него любовь есть власть над всем живым, страх смерти, повиновение, порабощение. Именно такое понимание любви приводит к внутреннему аду и к разрушению души.

«КарамазоВЫ», как заявлено на сайте рок-оперы, это история спасения души через любовь. К женщине, к людям, к миру, к близким, к себе. История, безумно актуальная и нужная сейчас каждому из нас. Музыка и текст рок-оперы Александра Рагулина проникают в душу каждого зрителя, обнимают и лечат любовью и пониманием. И потому я убеждена, что «КарамазоВЫм» суждена еще очень долгая, яркая  и счастливая сценическая жизнь.

Екатерина Кутузова для портала Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.