Вот такой вот «Балаган»

Комедия американского драматурга Чарльза Мори (в прекрасном переводе Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской) знакомит зрителей с труппой маленького провинциального театра, где за одно лето пытаются отрепетировать и выпустить несколько спектаклей одновременно. Спектакль «Балаган» весьма необычен: каждый зритель словно проникает за кулисы и видит действие не из зрительного зала, а прямо со сцены. Дело в том, что автор пьесы – режиссер, и он отлично знает театральную жизнь, которую и отразил в своем произведении. Тонкий юмор и неожиданные повороты сюжета прилагаются. Вихрем проносятся сцена за сценой, «Здравствуйте, я ваша тётя» перемещается в саванну, граф Дракула роняет вставные клыки и путается в халате, а Гамлет, теряющий череп Йорика, в конце концов признается в любви… Хохот в зале смолкает только к финалу.

Премьера состоялась 12 апреля 2013 года на сцене театра С.А.Д. Однако из-за возникновения противоречий в руководстве театра спектакль «Балаган» и остальной репертуар в апреле 2014 г переехали в Булгаковский дом и труппа взяла себе новое название – ARCADIA-театр. Но даже самый внимательный зритель вряд ли сможет понять, что изначально спектакль ставился в расчете на специфику театра С.А.Д. с открытым пространством сцены. И сейчас на сцене Булгаковского дома, несмотря на «закрытость» новой площадки, актеры безукоризненно обыгрывают все мизансцены, а спектакль не потерял своей изюминки и привлекательности, а стал только ярче и выразительнее.

Спектакль невероятно смешной, трогательный и интересный. На протяжении трех часов действие не отпускает и постоянно заставляет задумываться: «А что же будет дальше? А что вообще из всего этого получится?!» Сменяют друг друга, переплетаясь и превращаясь в уморительную фантасмагорию, репетиции «Дракулы» и «Тетушки Чарли», а режиссер театра – романтик Гордон Пейдж (Михаил Мартьянов) мечтает поставить и сыграть «Короля Лира»… Руководители театра «Балаган» решают, вернее, стараются решить массу насущных проблем, постоянно довлеющих над такой вот маленькой и неизвестной труппой: Гордон, вместе с директором-администратором Крэгом (Иван Федотов) пытаются выбивать финансирование у спонсора и упрашивают «гениального» художника Генри Миллса (Максим Виноградов) за одну ночь придумать и выполнить все декорации… И вот, когда кажется, что все уже в порядке, на сцену выходит режиссер-«новатор» Сюзанна Хантсмен (Анна Попова), и все опять переворачивается вверх дном!..

Это история о закулисной жизни одной провинциальной театральной труппы. Они все отличаются по темпераменту и по уровню таланта, но они все преданно и искренне любят свое дело и свой театр с говорящим названием «Балаган». Они шутят и ссорятся, творят и страдают ерундой… И у зрителя складывается ощущение, что его посадили на стульчике меж кулис и дали возможность подсматривать и подслушивать все, из чего складывается театр. Действие меняется настолько стремительно, что порой не успеваешь следить за перипетиями сюжета, а что уж говорить о бедных американских актерах, которым приходится жить и творить в этих условиях?!

Когда они успевают менять костюмы, перевоплощаясь в такое количество персонажей? Они играют и самих себя, и множество других ролей в готовящихся постановках. Кстати, костюмы и весь реквизит так ловко придуманы и продуманы до мелочей, будто действительно все это сооружали при малом бюджете и на скорую руку, но как талантливо! (сценограф Андрей Климов, костюмы Ольги Оськиной) «…А иногда закатные лучи скользят по крыше, пробиваются сквозь кроны кленов и попадают в зал… возникает такой эффект – осветители отдыхают. А в другие вечера свет такой ясный, каждый предмет становится от него еще объемнее, как у импрессионистов… и сверчки свиристят… и сюда приходят люди, двести человек сидят в темноте на этих неудобных стульях, в этом ветхом сарае, которому без малого два века, сидят в духоте, без кондиционера, и смотрят, как мы играем. Почему? Для меня это загадка. Чудо, в сущности. Но как же хочется быть свидетелем… участником!»

Вот что сказал о спектакле автор, драматург и режиссер Чарльз Мори, приезжавший на премьеру: «Разумеется, я не знаю язык, но хорошо знаю пьесу, так что для меня очевидно, что это успех. Когда я сижу в битком набитом зале, бок о бок со зрителями, и вижу, как они принимают спектакль, в каких местах смеются и как именно, я понимаю, что спектакль именно таков, каким я его задумал. Сам я как режиссер многое делаю по-другому, но в целом российский «Балаган» – увлекательное театральное действо. Ирина Пахомова замечательный режиссер, которой подвластно в театре очень многое».

Хочется выразить отдельную благодарность создателям спектакля за очень тонкий, яркий и совершенно не пошлый юмор. Любой зритель с детства мечтает познакомиться с актерами – этими удивительными существами, которые умеют мгновенно перевоплощаться из вампира Дракулы в тетушку Чарли из Бразилии, а потом – в короля Лира. Ах, нет, Лира в этом сезоне играть не будут. Не очень-то щедрый спонсор летнего провинциального театра потребовала чего-нибудь веселое – чтобы «Шекспир, но не Лир». Вы уже догадались, какую пьесу выберет режиссер? Худрук и актеры ARCADIA-театра выбрали пьесу, которую можно назвать коротко и ясно: гимн театру. Пожелаем же этому прекрасному спектаклю еще много лет радовать зрителей и дарить им радость и хорошее настроение.

И, в заключение, хочется перечислить всех, безусловно, великолепных артистов, которые выходят на сцену в этом спектакле (если одну роль играют два артиста, на первом месте в списке тот, кого вы видите на этих фотографиях): директор-администратор, невероятный любитель канцелярских товаров, скромняга Крэг Конлин – Иван Федотов/Артём Черненко; лучший актер в номинации «кушать подано» Броун Оукс – Денис Самойлов/Алексей Финаев-Николотов; язвительная Сара Маккей – рыжая бестия Анастасия Миляева; потрясающая пара «стариков» Дэйзи Коутс и Ричфилд Хоксли – совсем не старые Алена Ивицкая/Марина Либакова-Ливанова и Владимир Дубровский; прекрасная и не такая уж легкодоступная, какой хочет казаться, Мэри Пьер – Елена Полянская; настоящий мачо, герой-любовник, неотразимый Вернон Волкер – Игорь Кирилюк; вся такая внезапная, супер-пластичная «режиссерша» Сюзанна Хантсмен – Анна Попова; талантливый, но сомневающийся в своем таланте актёр Джон Моррис – Александр Городиский; обаятельнейший, ироничный и изящный художник Генри Миллс – Максим Виноградов/Денис Васильев, фееричный, не знающий покоя и умеющий сыграть все Тайлер Тейлор – Александр Дривень; добрый и отважный режиссер и худрук Гордон Пейдж – Михаил Мартьянов/Ренат Кадыров.

Татьяна Иванченко, Татьяна Лупанова? специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Анастасии Аристовой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.