Возвращение демонов

В очередной раз Этюд-театр продемонстрировал нам свое видение сельской жизни, в забытых Богом местах . В этот раз действие происходило на малой сцене Большого театра кукол. Актерский состав, в отличие от премьерного показа спектакля, предстал перед нами в несколько измененном составе. Вместо Филиппа Дьячкова роль Кожухи в спектакле «Демоны» впервые исполнил Андрей Вергелис.

Все действие постановки – это процесс, который является олицетворением большей части населения нашей страны, и являет в себе не что иное, как массовое саморазложение, или саморазрушение личности человека, в формате всеобщего веселья и порока. Прогрессирующая линия последствий алкоголизма и обмана туго сплетенная артериями, наполненными до отказа спиртом. Невероятная высота банальности и простоты взята на материале, который кажется почти не подъемно трудным.

Представленная жизнь в спектакле проносится неимоверно быстро и лихо, и все, кажется до боли знакомым и естественным, будто смотришь на все это из окна собственного дома. Фрагменты событий постепенно выстраиваются в причудливую мозаику четко намеченной цели — полного оскудения и загнивания. Действие и смысл постановки можно оценивать, конечно, неоднозначно, вроде бы все понятно: едят, пьют, обманывают, разврат, больные предрассудки и каждый, кто не потонул в пошлости, очень несчастен. С другой стороны – зачем? Зачем нужно проникать так глубоко внутрь человека, сквозь все его внутренние органы, выворачивая наружу все, что есть, бросать все в грязь, поднимать, смотреть и снова втаптывать и перемешивать это все с человеческой кровью, слезами и муками.

Да, за этим всем есть бесконечные галереи разрушенных судеб и собственная неустроенность. Но нет единственного и главного, того, что перед глазами зрителя, того, что режиссёр выносит на передний план, показывая всем и преподнося это в самых наилучших образах. Весь спектакль – это густая и глубокая чернота, внутри которой нет жизни, и никогда не будет. А если отойти подальше? Если просто взлететь повыше? Если взять и отправиться намного выше, чем есть плоскость села, города, страны… Красиво и чисто, километры лесов и рек, прекрасных морей и гор, такая масштабная и невероятная страна. Кажется, что все внутри нее происходит с такой же девственной и чистой простотой, в которой населяющие её люди понимают и чтят собственную жизнь, будущее себя и своих детей. Такая красивая страна, в которой, наверное, живут красивые люди, с красивой душой и невероятным желанием сделать свой мир еще лучше.

Нет. Бесконечное количество раз нет. Все наоборот. Все по-другому. Здесь окровавленные ангелы приходят просить укрытия, здесь в каждом живет свой собственный демон, здесь нет слову «нет», здесь можно все, от чего можно не думать про завтра, здесь можно сказать, но необязательно делать, здесь безответственность, пьянство, чернота и упадок.

Сценарий чётко показывает принцип – чем дальше, тем хуже. И может быть «Демоны» – лучший материал для такой попытки. Впрочем, дикое состояние атрофии в том и состоит, что никто не приговорен к бессмысленным попыткам изменить свою судьбу.

И эта сцена по-прежнему заряжена самой естественной атмосферой, легкостью, тонкостью и упоением игры. Актеры, неимоверно юные и удивительно светлые. В этом и есть особое волшебство Этюд-театра.

Роланд Савьен, специально для MUSECUBE

Фотоотчет автора смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.