Времена не выбирают

vr02Есть в Петербурге одна традиция – каждый год в феврале проводить международный театральный фестиваль «Пять вечеров», душевный, трогательный и очень дружелюбный. Он носит имя замечательного русского драматурга Александра Володина, запомнившегося зрителям разных возрастов своими добрыми и честными текстами. В этом году уже в одиннадцатый раз, за пять дней до дня рождения Володина (10 февраля), коллективы из разных городов и стран приезжают в город на Неве, чтобы в знак памяти и уважения драматурга показать публике, что его идеи и мысли не теряют своей значимости и сегодня. В этот раз одним из главных событий фестиваля стал спектакль Омского академического театра драмы «Время женщин» в постановке режиссера Алексея Крикливого. Появление этого коллектива ждали с особым трепетом, поскольку привезти на гастроли в Петербург Омскую драму хотел сам Володин, но это удалось осуществить только спустя тринадцать лет после его смерти. Поэтому, и еще потому, что история оказалась пронзительно ленинградская, в конце спектакля зал долго приветствовал и благодарил актеров стоя.

Но обо всем по порядку. «Время женщин» – это роман петербургской писательницы Елены Чижовой, рассказывающий о судьбе ленинградцев разных поколений, которые волею судьбы оказались в одной коммунальной квартире. Произведение, выигравшее в 2009 году престижную премию «Русский букер» почти сразу же прочно вошло в репертуары театров благодаря высокой степени драматизма, понятного и знакомого любому русскому человека, чью семью слова «война» и «репрессии» не обошли стороной, но кто умел и умеет находить счастье в мелочах. Режиссер Алексей Крикливый, осуществивший, в том числе, и сценическую версию постановки, постарался максимально точно сохранить и передать роман Чижовой, прекрасно понимая его художественную ценность и стараясь связать некоторую обрывочность текста в идеально выверенный спектакль-воспоминание. А дальше богатый литературный материал уже играл сам на себя, позволяя привлечь к работе над постановкой удивительно талантливых актрис разных возрастов (помним, что спектакль в первую очередь о женщинах и рассказывается от лица женщин).

00001817В центре сюжета – юная работница фабрики Антонина (Ольга Солдатова), ее маленькая немая дочурка Сюзанна, крещеная Софьей (Марина Бабошина) и три старухи-соседки по коммуналке: Гликерия (народная артистка России Валерия Прокоп), Ариадна (Элеонора Кремель) и Евдокия (народная артистка России Наталья Василиади). И это такое удовольствие – наблюдать за игрой разновозрастных и разнохарактерных актрис, когда за душой каждой из них, помимо биографий героев, стоит еще и своя глубокая долгая жизнь. «Время женщин» длится четыре часа, на протяжении которых из диалогов и монологов героинь составляется настоящий калейдоскоп их судеб, непростых и трудных, но, тем не менее, полных радостных моментов.

С первых секунд публика переносится на пятьдесят лет назад в интерьеры обычной коммуналки, где у комнат тонкие стеклянные стены, а на фасаде дома красуется наивная надпись «болше-вики» (сценография Евгения Лемешонка). И эти декорации вызывают яркие воспоминания у зрителей старшего поколения, которые, выйдя на улицу после спектакля, радовались, что город такой светлый, зимний и ясный, что нет ни войны, ни репрессий, что все хорошо. В спектакле не Петербург, а именно Ленинград становится главным действующим лицом, совершенно живым и характерным, сотканный из слов и родных мизансцен. Когда речь заходит об атлантах Нового Эрмитажа, сознание тут же услужливо подбрасывает вид на фасад дома Шаляпина с могучими торсами мужчин, и кажется, что маленькая Софья пугается именно их. Следом из тумана воспоминаний возникает Никольский морской собор, за ним канал Грибоедова – знакомые всем жителям города панорамы.

vr03«Время женщин» – история действительно очень ленинградская, окутанная пронзительной славой и таким же пронзительным горем бывшей имперской столицы. Этот спектакль лишен излишней сентиментальности, он жесткий и хлесткий, словно живое напоминание о том, что на ошибках прошлого можно и нужно учиться. Революция 1917 года, блокада, дело врачей – все наполнено ощущением надвигающейся катастрофы. Но, несмотря на нее, люди тогда не боялись любить, помогать друг другу, радоваться жизни, воспринимать ее с юмором и помнить строки поэта Александра Кушнера: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Омского академического театра драмы


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.