Выжить вопреки

Выжить вопреки

Порой театр уходит совсем далеко от сугубо развлекательной функции, образуя плотную смычку с проектами социальной направленности. Дело это во всех отношениях важное и нужное, и замечательно, что режиссеры  раз за разом обращаются к такой тематике. В театре «Балтийский дом» не так давно прошла премьера спектакля Романа Кагановича «Я сижу на берегу», в основу которого легла биография во многом уникального человека Рубена Гальего.

Для справки: Рубен Гальего  был парализован с самого рождения, все детство его прошло в специализированных интернатах. Казалось бы, шансов на нормальное существование при таком раскладе не так уж и много. Однако ему удалось не просто выжить в рамках чудовищной казенной системы, но и получить образование, сделать карьеру журналиста и писателя, создать семью и стать отцом. Сейчас Рубену 52 года, он проживает в Израиле. Невероятно счастливое исключение, которое, к огромному сожалению, лишь подтверждает печальное правило. Ведь не секрет, что судьба подавляющего большинства подопечных государственных учреждений для инвалидов поистине трагична. Безысходностью пропитаны сами стены, безразличие царит в душах большинства сотрудников.

Роман Каганович строит свой спектакль на острых контрастах: существованию больных детей, обитателей специализированного интерната, он противопоставляет  гротескно-утрированных персонажей второго плана, от санитарок  до взрослых пациентов. По задумке режиссера, все события разворачиваются на цирковой арене, и такой, казалось бы, циничный символизм тут абсолютно оправдан. Всем здесь заправляет подтянутый укротитель с огромным хлыстом, любитель отборного черного юмора, кажется, начисто лишенный сострадания, – воплощение самой системы подобный учреждений.

Череда историй, в которых больные рассуждают о жизни и смерти, добре и зле, прикидывают наименее болезненные варианты суицида. Кто-то пишет из последних сил еле-еле движущимися руками в толстой тетради  письмо маме, кто-то  с легкостью решает в уме сложные задачи по физике, но не может самостоятельно сходить в туалет. Время от времени рассказываются параллельные истории о взрослых пациентах – и это едва ли не самые тяжелые моменты спектакля. Никому не нужные больные люди, словно бы выпотрошенные системой, выбирают собственноручную  смерть взамен продолжению такого унизительного существования в полутюремных больничных стенах. Герои эти, по режиссерскому замыслу, внешне словно бы вышли из яркого зрелищного мира клоунады, но судьбы их трагичны до невозможности. И вот этот по-настоящему жуткий контраст между внешним и внутренним не может оставить равнодушным ни единого зрителя.

Но «Я сижу на берегу» – не шоковая терапия и пустая слезовыжималка. Спектакль Романа Кагановича получился многоплановым, сложносоставным и оптимистическим по духу. Все противоречивые приемы здесь абсолютно оправданы, никакой спекуляции на сложнейшей теме нет и в помине. А фрагмент видеобеседы между режиссером и самим Рубеном в финале спектакля  четко дает нам понять: даже самые страшные испытания человеку под силу, он способен их пережить и даже воспринимать с долей иронии. И ради этого посыла, кажется, и делалась постановка.

Марина Константинова специально для Musecube

Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.