Взаимоотношения Человека с Богом

CT0YQacs4rIЗавершающим штрихом в истории XXIV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» стала история вневременной мудрости, рассказанная Богом, Сатаной и простым смертным по имени Иов.

Спектакль представлен литовским театром «Мено Фортас», имеющим множество различных театральных наград и за время своего существования успевшим исколесить уже практически весь мир. «Мено Фортас» создан литовским режиссером Эймунтасом Някрошюсом, начавшим свой творческий путь еще в 1978-79 годах, еще являясь студентом режиссёрского факультета режиссуры Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (в настоящее время Российской академии театрального искусства). Дебютным спектаклем стал «Вкус меда» Ш. Дилени. Позднее Эймунтас Някрошюс начал работать с литовским театральным фестивалем «Лайф», где его работами стали спектакли по произведениям Уильяма Шекспира, Антона П. Чехова, А.С. Пушкина. А в 1998 году в Вильнюсе начал свою историю театр «Мено Фортас» первым спектаклем, которого опять стала классика — «Гамлет». Позднее, на сцене театра ставились и другие произведения У. Шекспира: в 1999 году появился спектакль «Отелло», а в 2001 «Макбет». Также нельзя не отметить постановку «Фауста» И.В.Гете в 2006 году.

Эймунтас Някрошюс уже давно является признанным мастером своего дела, отлично знакомым поклонникам театра во многих странах мира. Поставленные им спектакли входят в учебные материалы по режиссуре и являются неотъемлемой частью истории мирового театра. Абсолютно все работы режиссера имеют свой неповторимый характер, восхищающий публику. Поэтому очередной приезд именитого театра в Россию это невероятный подарок для всех, кому небезразлично театральное искусство.

Зрительный зал театра «Балтийский дом» был заполнен до отказа, кажется, именно этого спектакля больше всего ждала петербургская публика.

fbhbOMRPRP4Сюжет одной из самых знаменитых библейских книг, казалось бы, достаточно прост: в ней идет повествование о праведнике, который теряет все, чем обладал и что было ему дорого, а именно здоровье, семью и богатство. Пришедшие к нему на подмогу друзья, оказывают ему поддержку и пытаются помочь отыскать смысл выпавших на его век испытаний. в конечном счёте Творец вмешивает в ход событий, избавляя Иова от страданий и вознаграждая его за стойкость, верность и терпение возвращением всего того, что было потеряно в многократном размере. Однако за этой историей скрывается намного большее. Здесь затрагиваются вопросы о справедливости, силе, мудрости и любви. А Сатаной поднимается вопрос о бескорыстности любви самих людей к своему Создателю.

Именно это становится причиной испытаний, которым подвергнется Иов, впоследствии доказав, что человек способен сохранять чистоту побуждений, верность и любовь к Богу, даже находясь даже в самых тяжелых жизненных условиях.

Испытание было заготовлено Высшими Силами и на долю зрителей, в начало спектакля вкрался небольшой технический сбой, в результате которого довольно большая часть зрителей не слышала синхронный перевод. Не все присутствующие смогли остаться на местах и смиренно ожидать исправления ситуации, пытаясь интуитивно воспринять то, что происходит на сцене. В итоге в зале забурлило движение, за которое, наверное, многим гостям театра хочется извиниться прежде всего перед актерами…

На протяжении всего спектакля на сцене царит минимализм. Декораций очень мало, но зато они несут в себе символы и знаки, помогающие осмысливать действо, развернувшееся перед глазами. Актеры театра «Мено Фортас» под предводительством Эймунтаса Някрошюса являют собой уникальный и цельный организм, умеющий рассказать совершенно любую историю, даже такую невероятно сложную для постановки на сцене как библейская «Книга Иова». Это стало возможным благодаря виртуозному применению языка жестов, символов, пластики и метафор. Самое важное тут то, что не присутствует жесткой, «единственной верной» трактовки, зрителю ничего не навязывается. И зритель, в зависимости от своего внутреннего оснащения и приобретённого опыта найдет и обязательно распознает то, что нужно ему в этот миг. Каждый переживет действие не только на сцене, но и внутри собственного Я. Ведь голос Иова говорит с Богом от лица каждой воплощенной Души. Человек устроен так, что рано или поздно он проходя те или иные жизненные испытания, обязательно начнет задавать эти вечные вопросы: почему всегда страдают именно невиновные и почему же Бог допускает зло на земле? Но все это происходит не раньше того момента, когда вопрошающий будет готов получить на них ответ. Ведь испытания даются только по силе, и необязательно в роли экзаменатора должен выступать Бог или Сатана.

Екатерина Горчакова, специально для musecube

В репортаже использованы фотографии театра-фестиваля «Балтийский дом»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.