Я лично бухаю, а кто-то колется

pr22 августа в театре «Мастерская», что на левой стороне Невы, ставили спектакль «Москва-Петушки» по одноименной книге Венедикта Ерофеева.

Этой «поэмой в прозе» зачитывались в конце восьмидесятых наши родители. Почему именно Веничка Ерофеев, персонаж этой книги, стал своего рода героем того времени – это отдельный вопрос. Но об этом позже. Театральных версий этого произведения огромное количество. Только в Санкт-Петербурге два театра ставят спектакль «Москва-Петушки» – «Балтийский дом» и вышеназванный театр «Мастерская».

В спектакле заняты только два актера – Евгений Перевалов и Алена Артемова. Евгений (Веничка) всегда остается самим собой, Алена же появляется то в образе ангела, то любимой женщины Вени, то продавщицы привокзального кабака, и во всех она очень органична.

Кто же он – наш герой? На первый взгляд, Веня – одинокий алкоголик. Ну ладно, и на второй. Далее его персонаж раскрывается – он кажется маленьким потерявшимся мальчиком с подчас абсурдной, но все-таки собственной философией жизни. Веничка Ерофеев олицетворяет трагедию маленького человека в стране, внезапно ставшей чужой для собственного народа. Настолько чужой и неприветливой, что интеллигентам и полуинтеллигентам не остается ничего другого, кроме как иммигрировать, хотя бы внутрь себя, в свой маленький и безопасный мир. В нем 03главным вопросом бытия является: «Где бы выпить?», потому что все магазины еще закрыты, а «самое бессильное и позорное время в жизни моего народа — время от рассвета до открытия магазинов», и кажется, что пусть лучше на голову упадет люстра, если из-за нее ты получишь 800 грамм хереса. Вот он – русский национальный характер, «душа нараспашку», его прелесть и трагедия. Сами же описания алкогольных возлияний и их последствий не вызывают отклика в душе. Например, у Довлатова все герои пьют, не зная меры, но при этом делают это живо и обаятельно. А у Ерофеева безнадежно и отчаянно, поэтому улыбки это не вызывает.

Надо добавить, что спектакль сделан практически в полном соответствии с книгой, в том числе сохранена нецензурная лексика. Со сцены произносят слово из трех букв, а женщины в зале застенчиво смеются, но не уходят, гневно возмущаясь. «Да как же, посудите сами, как не ругаться» — говорит Веня ангелам.

Игра актеров восхищает своей экспрессией и честностью, а слезы у героини Алены Артемовой в финале искренни, не наигранны, это впечатляет и потом долго не забывается. И это слезы не только по Веничке. История, рассказанная в книге «Москва-Петушки», прежде всего, о пресловутом потерянном поколении. Можно бесконечно оплакивать эти самые поколения, потому что где они – найденные? Но не будем о грустном. Спасибо актерам за прекрасную игру и режиссеру Григорию Козлову за интересную постановку! Смотреть ее стоит в любом случае, и не имеет значения, читали ли вы книгу. Спектакль должен занять важное место в петербургской театральной жизни.

 

Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Дениса Герасимова смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.