Девятый фестиваль имени Александра Володина «Пять вечеров» начался с пресс-конференции в информационном агентстве Росбалт. Хотя формат встречи больше походил на непринужденное общение друзей-единомышленников за стаканом любимого володинского сока вприкуску с бутербродами. Неудивительно, ведь за прошедшие годы фестиваль готовят, проводят и освещают одни и те же люди, поклонники творчества великого драматурга, его последователи. Для них очевидно – Александр Володин для русской драматургии то же, что и Тимур Новиков для современной отечественной живописи. Не много не мало – настоящее солнце.
Шестого февраля в качестве спикеров должны были выступать сами режиссеры, но по стечению обстоятельств многие из них не смогли этого сделать, и на вопросы журналистов отвечали в основном, директор фестиваля Виктор Рыжаков и арт-директор Марина Дмитревская.
Фестиваль, посвященный памяти Володина призван в этот раз, как и всегда, поднять самые важные вопросы о человеке, его судьбе, вечных семейных ценностях, а также о сложных субстанциях – любви, браке, чести, ответственности. Проза Александра Моисеевича актуальна и современная сейчас, как и раньше, потому находит отклик у молодого поколения режиссеров, кураторов, критиков, писателей.
Все они без исключения принимают участие в фестивале на общественных началах. Те небольшие средства, которые организаторам удается найти, уходят на расходы по перелетам и перевозкам оборудования и костюмов. Однако художественные труппы считают честью представить свои постановки в рамках володинского феста.
Стоит отметить, что в этот раз программа получилась весьма колоритная и контрастная. Наряду со знаменитой «Табакеркой» и театром Юрия Бутусова, чье имя само по себе стало знаком качества на театральной сцене, свои силы попробуют начинающие студии из Барнаула, Рязани и Ельца – довольно либеральный подход.
Также Марина Дмитревская отметила еще одну особенность мероприятия: «Наш фестиваль, как двуликий Янус – делится на две части – три спектакля будут поставлены непосредственно по Володину». Это «Сестра Надежда» московской театр-студии Олега Табакова, «С любимыми не расставайтесь» молодежного театра Алтая и «Пять вечеров» петербургской труппы под руководством Василия Сенина. Другие три спектакля – близки володинскому духу – «Утиная охота» Национального театра им. Ивана Вазова, «Край одинокого козодоя» народного молодежного театра «Шанс» и «Бесконечный апрель» Елецкого драматического театра «Бенефис».
Естественно и тут не обошлось без прений – можно ли считать выбранные пьесы близкими володинским по настроению, стилю, характеру. Вот, к примеру, можно ли играть «Утиную охоту» в рамках этого фестиваля? Ведь Александр Вампилов и его проза — более жесткие и хлесткие, также как и обычная манера режиссера Юрия Бутусова. Однако по драматургии Вампилов Володину ближе всего, а Бутусов – вообще непревзойденный мэтр. Отказ от его участия в фестивале был бы большой ошибкой, которую организаторы не допустили.
Более того, Марина Дмитревская открывает журналистам тайну: согласно ее концепции, «Утиную Охоту» вообще никто еще не видел. Так что интрига состоит в том, что для организаторов, этот спектакль станет таким же сюрпризом, как и для зрителей.
Не нужно забывать и про другие события этих насыщенных пяти дней, а именно про квартирники и первые читки. Формат первого мероприятия, вроде как, всем понятен – собираются свободные творческие объединения и играют спектакли, либо проводят поэтические вечера. Жанры и стили квартирников могут быть разными, а форма таких собраний – демократичная и камерная. А вот о том, что такое первые читки много рассказывали молодые организаторы Ольга Кушляева и Мария Сизова.
Ольга Кушляева: «На первых читках представлены такие пьесы, которые раньше не ставились на сцене и не участвовали в фестивалях. Они жестко критикуются маститыми режиссерами и драматургами, и многим из них дается путевка на сцену. Каждый раз это становится своеобразной дуэлью московской и питерской школы. В основном участие в читках принимает молодежь, разбираются их пьесы. Чаще всего в володинскую струю попадают женщины-драматурги, что вполне обосновано».
Мария Сизова: «Это будут эскизные читки, то есть отрывки из пьес с готовым режиссерским видением будущего спектакля. Это сильно отличается от простой читки по ролям».
Возвратившись к обсуждению спектаклей, журналисты попросили режиссера одного из них — Дмитрия Егорова дать свой комментарий. Егоров подготовил спектакль «С любимыми не расставайтесь» совместно с труппой молодежного театра Алтая.
Дмитрий Егоров: «Почти все артисты в этой труппе — молодые. Я хотел привлечь молодежь к вопросу развода. Заставить их пообсуждать о таких тонких субстанциях, как брак и любовь. Что это такое и вообще зачем это нужно, и можно ли жить и любить без штампа в паспорте»? К тому же режиссеру было интересно поработать с провинцией.
Под конец беседы встал закономерный вопрос – стоит ли продолжать традицию, раз возникают некие сложности, особенно с финансовой точки зрения? Организаторы отвечают однозначно – оно того стоит. Ведь в театральной сфере нет института наставничества. Вместо этого на таких локальных фестивалях царствует атмосфера преемничества и осуществляется связь поколений. Именно так — работая бок о бок – бывалые мастера могут подготовить новое поколение режиссеров, драматургов, критиков, кураторов, чтобы передать потом фестиваль и вообще отечественный театр в молодые руки. А о проблемах финансирования и организации с каждым годом задумываются все меньше. В декабре подходит пора готовить фестиваль, и работа сама собой закипает. Это уже становится ритуалом.
Неизменными остаются и традиционные атрибуты фестиваля Володина – например, статуэтка драматурга, изготовленная Резо Габриадзе. Оригинал этого символа стоит в редакции «Петербургского театрального журнала». Каждый год по его подобию отливаются скульптуры, которые потом разъезжаются вместе с труппами-участниками по всей России. В этот раз бронзовый Володин впервые уедет в Европу с театром имени Вазова, в Софию.
Еще один символ фестиваля – дверь в творчество Александра Моисеевича. По совету режиссера Арсения Сагальчика организаторы сфотографировали старую дверь в квартиру Володина на Пушкарской. Ту самую, которую отпирал писатель. Сейчас там живут другие люди, сделан евроремонт, но фотография прежнего входа в мир Володина стоит в фойе каждого театра, принимающего фестиваль.
И последняя трогательная традиция, которой закончилась встреча с журналистами — гадание по книге Володина. Марина Дмитревская наугад открыла сборник и прочитала следующее: «Свобода. Это слово буду писать на отдельной строчке, потому что это важно». Такими словами Александр Володин благословил «Пять вечеров».
Ксения Щербакова, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Виктории Федоренко смотрите здесь
Добавить комментарий