Заблудившийся трамвай

D5jas64XkРадостные и не очень радостные первоклассники с огромными букетами, взволнованные родители, торжественные речи – примерно такая идеалистическая картинка возникает в голове при словосочетании «1 сентября». Но в этом году не только 1-ого, но и 2-ого сентября в театральной жизни Петербурга произошло событие, приуроченное ко Дню знаний самым определенным образом, – «Петербургский Этюд-театр» выпустил премьеру спектакля «Четырнадцать плюс».

Эта история, сочиненная актерами и режиссерами Алексеем Забегиным и Владимиром Антиповым, повествует о шести буднях из жизни школьников из 9-ого «Б» класса с окраин питерских спальных районов. Всё. На этом в описании фабулы спектакля можно поставить точку, поскольку в спектакле происшествиями становятся незначительные, на первый взгляд, вещи: новое видео, которое выложила в интернет оставшаяся «потусить» в Турции одноклассница Маринка; мертвый голубь, найденный на дороге друзьями Лешей и Ильей; компьютерная зависимость их приятеля Денчика. Казалось бы, в масштабах взрослой жизни эта случайная цепь событий не имеет ровным счетом никакого значения, но как раз взрослых персонажей в «Четырнадцать плюс» нет.

Совершенно справедливо авторы спектакля рассудили, что в четырнадцать лет (несуществующая возрастная маркировка удачно вынесена в название спектакля) для подростка нет ничего важнее самого себя: это уже не бесправный ребенок, а личность с паспортом, робко и любопытно перешагивающая через порог сознательной жизни.
Именно в этом возрасте случаются открытия, играющие в дальнейшей социализации такую же значимую роль, как и возраст «почему» для трехлетнего ребенка. Леша (Алексей Забегин) и Илья (Филипп Дьячков) узнают, что такое первая (=безответная) любовь, пробуют пиво, ищут деньги, ведут конфузливые разговоры о сексе и рьяно стараются поскорее стать крутыми парнями. Взрослые люди сказали бы, что действия подростков в эти дни определяют их дальнейшую судьбу, но ребята и сами это осознают, пытаясь ответить на самый актуальный вопрос: а что дальше?

iG4o07YzIGsКогда речь идет о подростках, волей-неволей в голову лезут образы, навеянные пост(пост)модернистской культурой – обязательный наркотический флер, мат и прочие «прелести», щедро навязанные отечественным кинематографом последних двадцати лет. «Четырнадцать плюс» – это почти исключение, вышеизложенные темы присутствуют в нем в виде эвфемизмов, и связано это совсем не с последними ограничениями в сфере цензуры, а с тем, что авторов волнуют больше внутреннее состояние героев, нежели неизбежные частности определенного этапа взросления. Илья и Леша – довольно смышленые парни, умеющие думать, учиться и любить, но делают они это в свойственной их возрасту и социальному положению манере. Интересно, что в каждом из персонажей зритель видит что-то знакомое, то, что находится вне времени, и это что-то вложили именно молодые актеры, еще хорошо помнящие себя в подобном возрасте.

Для «Петербургского Этюд-театра» новый сезон должен стать настоящей проверкой на прочность: после того, как воспитанники В. Фильштинского в прошлом году лишились постоянной площадки, поменяли главного режиссера и директора, работы нынешнего года просто обязаны показать, чего стоит коллектив как сложившаяся творческая единица, и в этом смысле «Четырнадцать плюс» проверку проходит. По всему видно, что этот спектакль – работа сугубо совместная, в которую в равной доле вкладываются и режиссеры, и исполнители, и музыканты. На сцене стоит часть оградки, на которой в четырнадцать лет сидели, кажется, все школьники. Кроссовки с колесиками, благодаря которым перемещается герой Филиппа Дьячкова, явно знакомы всем, у кого есть братья и сестры подросткового возраста, а история о мертвом голубе Джордже, которого хоронят друзья, кажется, подсмотрена из чьей-то биографии.

ZecU0Q5rPkMКстати, помимо мертвого голубя в спектакле фигурируют вполне реальные гротескные птицы – вокально-инструментальный ансамбль «Голуби» (Александр Бянкин и Владимир Антипов, театр «Организмы»). На протяжении часа с небольшим, что идет спектакль, «Голуби» полностью обеспечивают авторское музыкальное сопровождение, трогательно и наивно напевая в меру рокерские песенки о трудном возрасте и важных жизненных вопросах, благодаря чему спектакль выглядит еще более уютным, домашним, для своих.

Но дни бегут, как пелось у Вертинского, нынешний 9 «Б» скоро частично станет 10 «Б» или разлетится, кто куда, вот только игрушечный трамвайчик с одиноким фонариком, что ездит по миниатюрным рельсам, все также будет блуждать вокруг сцены, призывая вслед за героем стихотворения Гумилева вскочить на подножку и уехать. Куда? В тот славный возраст, что маркируется «четырнадцать плюс», и куда дружелюбно приглашает «Петербургский Этюд-театр».

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Этюд-театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.