Не так давно БТК поставил яркую мощную точку в своем юбилейном 90-м сезоне. Незабываемым финалом творческого года стал Международный фестиваль театров кукол, прошедший с 1 по 7 июля и воплотивший в себе самые невероятные режиссерские работы и фантазии. Важно отметить, что этот красочный праздник во многом состоялся благодаря поддержке Министерства культуры РФ, а весомую часть показов составили спектакли выпускников курса Р.Р. Кудашова.
Первый же фестивальный день искренне порадовал как зрителей, так и критиков двумя абсолютно незаурядными работами. Спектакль Романа Бокланова «Айяччо» покорил публику незамедлительно. Трагическая история грустноглазого клоуна, потерявшего любовь всей своей жизни, заставила всплакнуть едва ли не каждого в зрительном зале. Режиссер сумел соединить в своей работе сразу несколько важнейших тем: от взаимопомощи до преодоления утраты. Замечательный актерский ансамбль здесь удачно сложился в единое целое, а исполнитель заглавной роли Дмитрий Чупахин так и вовсе заблестел отдельным драгоценным камнем. В спектакле Романа сошлись «и смех, и слезы, и любовь», подарив по итогу просто незабываемый поток эмоций.
Владислав Тутак представил, кажется, ни на что не похожую сценическую зарисовку «Когда мне хочется молчать». Особая удача этого спектакля, сотканного из снов и грез, из тревожных воспоминаний и отчаянного непонимания – невероятный по своей органике Джун-Хюнг Чой. Ему максимально точно удалось воплотить образ познающего мир ребенка, который сталкивается с назиданием взрослых. Удивительный баланс неподдельно — детского и глубоко философского в этом спектакле произвел на зрителей неизгладимое впечатление.
Алексей Егоров продемонстрировал на фестивале весьма интересную, но в определенном смысле противоречивую работу «Чуд». История о монстре, пожирающем послушных малышей, оказалась обрамленной отдельным сюжетом про детский негативизм и крайности родительского воспитания. В каком-то смысле этот спектакль было достаточно дискомфортно смотреть с психологической точки зрения: юные зрители узнавали себя в героях, взрослые анализировали собственное поведение. Но подобный опыт, вне всякого сомнения, подарил всем присутствующим полезную важную рефлексию и не оставил публику холодно-равнодушной.
Невероятный спектакль, формально предназначенный для самых маленьких, сделала Стефания Гараева-Жученко. «Почему деревья не ходят» – замаскированная под легкую сказочку притча о смысле жизни. Здесь можно было получить ответы на вопросы о предназначении, верном пути. «Будь собой и только тогда ты будешь счастлив», – таков основной посыл постановки, и это кредо не могло не вдохновить публику. Малышей же невероятно впечатлила визуальная составляющая спектакля: оригинальные куклы, воплощавшие собой разномастных обитателей леса, яркие краски, мерцающие огни.
Алена Волкова представила на фестивале оригинальную работу, шагающую в ногу со временем. Спектакль «Лунный коп» – сценическое воплощение комиксов Тома Голда, и Алена увидела в этих рисованных сюжетах глубокий смысл. С ее легкой режиссерской руки повествование превратилось в историю космического одиночества под бодрый электронный бит. Этот контраст стал удачной находкой, подарив сюжету дополнительный смысл. Жизнь порой так противоречива, что саундтреком нашей невыраженной боли являются нарочито бодрые мелодии. Тем не менее, финал истории дарит надежду на счастье и вдохновляет своей верой в позитивный исход. Музыкальная часть спектакля фактически и являет здесь собой его драматургическую основу: трек-лист становится отдельной самостоятельной вещью-в-себе, выражающей настроение главного героя. А потрясающая оригинальная находка – сделать из актеров-кукольников живую отсылку к культовому дуэту Daft Punk – стоит отдельных комплиментов.
Фестиваль был представлен не только спектаклями для детей. Режиссер Михаил Кулишкин сделал противоречивую, сложносочиненную как по форме, так и по содержанию, максимально открытую и крайне эмоциональную постановку «Зависть». Взяв за основу одноименный роман Юрия Олеши, он представил личную смелую вариацию на тему книжного сюжета. Работу эту можно было смело назвать экспериментальной: Михаил не ограничился вводом кукольных персонажей, сделав ставку на многочисленные видеопроекции, кадры кинохроники вековой давности. Такой жанровый стык оказался крайне любопытным, умное сочетание различных приемов в конечном счете невероятно впечатляло. Кроме того, режиссер выступил здесь исполнителем главной роли, и какая-то особая беззащитная откровенность перед зрителем подкупала на все сто процентов.
Едва ли не самым оригинальным спектаклем всего фестиваля стала работа Дарьи Левингер «Царевна — лягушка». Казалось бы, что тут можно такого особенного придумать? Но режиссерский острый ум и нестандартный творческий взгляд позволил связать сказочную фабулу и исторический контекст. Дарья Левингер сделала спектакль о судьбе Екатерины Второй, найдя в ней переклички с сюжетом про болотную невесту. И все эти параллели – аллюзии здесь оказались абсолютно уместными, непошлыми, тонкими. Режиссеру удалось пройти по тонкой грани, не отдаться полностью духу самодеятельного капустника, вложить в работу глубокие смыслы. И до боли грустного, трагически-безысходного, в «Царевне-лягушке» едва ли не больше, чем хулигански-озорного.
Любопытным опытом на стыке театра кукол и сторителлинга оказался спектакль «Западный лес», поставленный Романом Фурштатским. Простая и понятная зрителям всех возрастов любовная история с закономерно счастливым концом тронула сердце публики. Бесхитростные, но беспроигрышные приемы и техники сделали спектакль достаточно оригинальным и одновременно каким-то по-домашнему уютным. Здесь не было вычурных трюков и разномастных кукол, но аура непосредственности и концентрированной игры воображения заполоняла собой пространство без остатка.
Фестиваль весьма определенно дал понять: молодые имена современного театра кукол имеют все шансы зазвучать во весь голос. А спектакли этого режиссерского поколения складываются в единую удивительную Вселенную, которую еще только предстоит исследовать зрителям и попытаться разобраться в ее удивительных законах.
Марина Константинова специально для Musecube
Использованы фото с официального сайта театра
Добавить комментарий