Заводское плавание

26 августа в рамках театрального фестиваля «Точка доступа», представляющего постановки в нетеатральных пространствах, состоялся показ спектакля «Потеря равновесия». Режиссер – Андрей Гогун. Спектакль проходил в цехе завода слоистых пластиков, более известном как Музей уличного искусства.

Фестиваль «Точка доступа» проводится впервые, это новый, но очевидно очень перспективный формат для Санкт-Петербурга. В рамках этого фестиваля также были показаны спектакли в супермаркете, библиотеке и на улице.

Завод слоистых пластиков – достаточно популярное место в городе, площадку уже успели оценить любители граффити, здесь часто проводятся музыкальные мероприятия. Теперь пришло время посетить это культовое место ценителям театрального искусства.
Спектакль «Потеря равновесия» основан на книге прозы Александра Покровского «72 метра». С некоторых пор отношение к подводникам и службе на подводной лодке в сознании россиян непрерывно связано с трагедией на подлодке «Курск», спектакль является своеобразным напоминанием о ней.

Книга прозы «72 метра» состоит из небольших зарисовок из жизни подводников, В ней в отдельных эпизодах описывается нелегкая служба капитана третьего ранга Михайлова (Дмитрий Тимошенко). Для спектакля В. Силаковым были отобраны самые знаковые эпизоды, рассказывающие о повседневной жизни подлодки.

В постановке подводники поют песни на морозном плацу, хоронят атомщика Иванова, справляются с внештатной ситуацией, пытаются уволиться в запас. Есть и лирическая линия — трогательные отношения Михайлова с женой (Анна Алейникова) и яркие воспоминаниями из далекого детства. Все эти эпизоды дают представление о жизни и подводников в постсоветской России.

Режиссеру удалось оживить и без того достаточно яркие рассказы, добавив в спектакль немного приемов традиционного японского театра и военных песен. Чтобы все это было как можно сильнее приближено к реальности, в декорации пришлось добавить немного воды. Сценой актерам послужил бассейн, так как вода – самая естественная среда для подводника. Зрители располагались вокруг бассейна, зрителям первого ряда заботливо выдался кусок полиэтилена, чтобы защищаться от брызг. О своей жизни капитан третьего ранга Михайлов рассказывает, плавая в бассейне, а командир дает указания с берега. Кажется, что артисты чувствуют себя в воде абсолютно комфортно. Костюмы у актеров также «морские» — фуражки, тельняшки, у главного героя — костюм аквалангиста.

Изначально спектакль был создан как независимый театральный проект и до этого игрался на традиционных площадках. В цехе завода слоистых пластиков восприятие постановки немного меняется. Традиционное театральное пространство изначально задает спектаклю некие «рамки», вне театра зритель и актер становятся ближе друг к другу. Создается ощущение того, что в этом, не приспособленном для театра помещении, используя естественные декорации, на глазах у зрителя создается зыбкая театральная реальность, буквально через 15 минут просмотра все это перестает иметь значение, здесь, прямо на глазах у зрителя из коротких зарисовок воссоздается жизнь капитана Михайлова, близкая, понятная, одновременно смешная и трагичная.
Режиссер и актеры смогли создать театральную атмосферу в, казалось бы, совершенно не театральном месте, а зрителям удалось понять и прочувствовать постановку.

Режиссеру спектакля удалось из коротких зарисовок с помощью нетипичных театральных приемов создать стройное, очень трогательное, запоминающееся и проникновенное повествование о жизни человека.

Галина Супрунович специально для MUSECUBE
Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.