Жирная Люба: преодолеть себя

Жирная Люба: преодолеть себяКогда в театре поднимаются острые актуальные проблемы, всегда есть риск сделать в большей степени социальное высказывание, нежели художественное произведение. Достичь баланса в данной ситуации бывает непросто. Но новая работа, представленная замечательной творческой командой «Театральный проект 27», убедительно доказывает, что при наличии таланта возможно все.  Спектакль с провокационным названием «Жирная Люба» ни в коем случае не намерен кого-либо оскорбить, напротив, призван научить любви, состраданию и эмпатии. 25 августа на малой сцене БТК состоялась премьера этой трогательной постановки. Режиссером стала Юлия Каландаришвили, исполнителем главной и единственной роли выступил Олег Липовецкий (он же – автор автобиографической повести «Жизнь номер один», положенной в основу спектакля).

Проблема школьного буллинга (или другими словами – травли), кажется, актуальна во все времена, хотя кто-то и считает ее раздутой и надуманной. Жизнь так устроена, что законы коллектива оказываются слишком жестокими, и мишенью для разного рода агрессии рискует стать практически каждый. Жертвой насмешек, а то и физических воздействий, можно оказаться, если ты толстый/худой/умный/глупый etc. Зачастую такие горькие эпизоды превращают «школьные годы чудесные» в подлинный ад, оставляя глубокие шрамы в душе. Забыть подобное, пожалуй, невозможно, но вот попытаться отрефлексировать  случившееся через творчество – вполне себе адекватный выход с психологической точки зрения. Именно это мы и наблюдаем в «Жирной Любе»: взгляд в горькое прошлое, выполненный образным языком театра. Эффект в итоге получается впечатляющий.

Поскольку за основу здесь взята реальная личная история конкретного человека, подобная степень доверительного откровения по отношению к зрителю невероятно подкупает. Олег Липовецкий в спектакле то беззащитен, то робок, в чем-то силен и смел, а в чем-то беспечен и весел. За два часа сценического повествования он проходит жизненный путь от шестилетнего ребенка до семнадцатилетнего подростка.  Мы видим историю личностного становления, наблюдаем работу над собой, взрослеем вместе с героем. Перевоплощения в того или иного участника повествования здесь происходят молниеносно и на ура, и за время спектакля зритель успевает сродниться как с актером, так и с его персонажем. Все радости и горести героя зал переживает вместе с ним, незримый дух сочувственной солидарности не исчезает на протяжении всего спектакля. Олегу Липовецкому блестяще удается держать зрительское внимание и сохранять единый градус актерской игры, что заслуживает особых комплиментов.

Важно понимать, что «Жирная Люба» – спектакль, который завязан не только на опыте травли и травмы. Этот негативный фон оттеняется здесь образом семьи главного героя.  Атмосфера  невероятной любви и заботы воссоздается на практически осязаемом уровне, а от воспоминаний детства вне школы становится как-то по-особому уютно. Также  в этом спектакле особо стоит отметить исторический фон и его значимость для общего сюжета. Перед нами перестройка сменяется распадом СССР, нежное позднесоветское детство уступает свое место отчаянной юности, выпавшей на безумную эпоху смены вех. Примет времени – выше крыши, только успевай фиксировать: и музыка, и мода, и подростковые кумиры вроде Арнольда Шварценеггера, и комсомольские заседания, и дефицитная колбаса. Но совершенно отдельным особым мотивом в этом спектакле становится тема первой любви. Той самой, которая меняет и переворачивает все, которая наполнена особой чистой нежностью, которая  трогательно легка и предсказуемо недолговечна.

С визуальной точки зрения спектакль берет за основу выгодный во многих смыслах минимализм. Насколько проста, настолько же и эффективна здесь сценография. Рамки для картин,  разного рода лампы, магнитофон с чудесной музыкой Глеба Колядина – из этих нехитрых, но во многом символичных артефактов и рождается столь трогательная история. Пусть  ее можно было сократить, пусть  внезапно наступающий финал можно расценить как резкий обрыв повествования, но невероятная харизма Олега Липовецкого и его удивительная актерская органика здесь куда главнее, чем хронометраж. А самое важное в «Жирной Любе» – мощный психотерапевтический эффект, который, безусловно, был изначально заложен и который сработал в итоге на все сто процентов. Юлия Каландаришвили сделала очень нежный и бережный спектакль, подталкивающий при этом к важным размышлениям и незримым внутренним переменам. Получилось преодолеть страхи и комплексы у героя с унизительным обидным прозвищем «Жирная Люба» – получится и у тебя. В это веришь беспрекословно и сразу.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.