Зрелище — петля, чтоб заарканить совесть

Способен ли театр достучаться до глубин человеческой души? Пробудить совесть и стыд? Призвать к ответственности за содеянные поступки? Бесспорно! Особенно если на сцене идет постановка из репертуара великого драматурга, чьи произведения поистине бессмертны – Вильяма Шекспира.

Одна из самых популярных пьес, не утратившая свою актуальность и на сегодняшний день, ГАМЛЕТ. Эта трагическая история о датском принце была создана Шекспиром более четырех столетий назад, она обрела в мировом театре массу интерпретаций и драматургических адаптаций, одну из них петербургский зритель смог лицезреть на сцене Александринского театра.

Драматургическая адаптация Вадима Леванова, поставленная знаменитым режиссером Валерием Фокиным, обрела огромную популярность у зрителей. Этот творческий тандем смог преобразовать пятиактовую шекспировскую трагедию в полтора часа сценического действия. Все лаконично, коротко и ясно. Эта адаптация была создана автором на основе различных переводов «Гамлета» (использованы фрагменты переводов М.М. Морозова, Б.Л. Пастернака, Н.А. Полевого), да так, что в потоке получившегося прозаического текста угадываются лишь знаковые реплики и сохранившиеся в оригинале фразы (to be or not to be).

Главную роль в пьесе сыграл популярный актер Дмитрий Лысенко — любимый молодой артист Фокина, его Хлестаков, Голядкин. В обыкновении персонажи этого актера борются со своей судьбой. Но Гамлет выбирает себе противника весомее и это даже не век, а целая система. Вступать в борьбу с системой бесполезно и Фокин, как умный человек, давно в этом убедился, но его молодой, полный сил Гамлет, всё же решается на этот шаг. Заговоры, ложь, предательство, подлость тяготят принца. Он несколько раз пытается отступить, не может решиться, но жить с этими чувствами на душе невыносимо.

Остается главный вопрос, кто же тот гнусный предатель, плетущий сети, в которые должен угодить принц? Жаждущий власти Клавдий (Андрей Шимко), главный советник короля Плоний (народный артист России Виктор Смирнов), придворные друзья-товарищи – Розенкранц (Тихон Жизневский) и Гильденстерн (Владимир Колганов) или сентиментальная, глупенькая Офелия (Янина Лакоба)? Настоящая злодейка первого плана в спектакле датская королева Гертруда (народная артистка России Марина Игнатова), которая потерпев поражение, без колебаний выпевает яд.

Несмотря на потрясающий актерский состав и бесспорное мастерство, нельзя оставить без внимания декорации, украшающие сцену. Они созданы постоянным соавтором Фокина Александром Боровским. Это театральная трибуна, развернутая к публике тылом. Скамьи и разместившаяся на них публика видны сквозь черные металлические реи. Зато лестничный марш — как на ладони. Турбина поражает своим масштабом и функциональностью. Эффективность и выразительность декорации явно демонстрирует публичную и закулисную сторону происходящего в датском королевстве, в котором строятся заговоры, плетутся интриги, и вся система построена на лжи, предательстве и измене. Единственный, кто восстал против режима, бросив вызов подлости, решил разоблачить преступника и отомстить за смерть отца – Гамлет. Трагедия этого персонажа – это трагедия личности, которая одиночку взбунтовалась против всего общества.

Виктория Федоренко, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта Александринского театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.