Зверь Пермского театра «У Моста»: ошибка выжившего

Люди не умирают, если их никто не загрызет.

Михаил Гиндин, Владимир Синакевич, «Зверь».

В самом центре Москвы силами Пермского театра «У Моста» нынче случился апокалипсис. Как и водится у Сергея Федотова, на сцене — темнота. Вокруг — темнота. В душах — она же. Светится лишь — серебром — кожа безволосых и пострадавших от радиации трех выживших людей.

Спектакль по советской фантастике про последствия ядерного взрыва играется уже 35 лет, и несмотря на сомнительную для театральных подмостков тему, на мой взгляд, это лучший спектакль в постановке художественного руководителя (из виденных мною) и лучший же с точки зрения актерских работ. Последние дни настают, не иначе!

Выжившие Отец, Мать и Дочь имеют очевидные проблемы со здоровьем (нечеткая дикция, вывернутые суставы, частично угаснувшие когнитивные функции), но живут (впроголодь, кстати) во имя идеи продолжения человеческого рода. Постоянно упоминается (предположительно, мудрый) Человек-со-стеклами-на-глазах, с опорой на чужую мудрость прогнозируется, что должны быть еще люди. Ментальность диктует искать не просто человека мужского пола, но непременно себе подобного.

В этом и кроется проблематика спектакля и проблема человечества, если экстраполировать ее на нас с вами. Удивительно неспешный и минималистичный «Зверь» наталкивает на размышления о себе, окружении, жизни вообще.

Тут нога в ногу «идут» жестокость и забота, лапки и руки, веревка на шее и приятные «укусы», похоть и любовь. Упоительно нежное повествование не о любви, но о гаснущем свете внутри: о попытке познать другого, о выборе между непонятным, но близком и отталкивающем своем, о пугающем «нельзя» и противном до дрожи «надо».

Поразило, что для изначального создания актерских образов театр сотрудничал с психиатрической клиникой: наблюдение за пациентами позволило вывести голоса и жесты для передачи эмоционального диапазона ролей на запредельную высоту.

Можно называться человеком, но едва говорить и не уметь чувствовать.
Можно быть пугающим для кого-то, но чтить память и авторитет утерянных книг.
Можно слепо верить старшим и хоронить себя заживо.
Можно полагаться только на себя в узнавании этого мира и позволить себе умереть для других.

Можно быть человеком и встретить зверя.
Хорошо бы зверю избегать встреч с некоторыми людьми. Печально, когда некоторые — это все

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фоторепортаж Татьяны Вальяниной находится здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.