Бал вампиров: финал

Бал вампиров: финал11 июня в Театре музыкальной комедии стартовал финальный блок самого популярного мюзикла в Петербурге – «Бал вампиров». За восемь лет существования проекта на сцене театра его несколько раз закрывали и открывали снова по многочисленным просьбам зрителей. Спектакль, в который поначалу мало кто верил, завоевал сердца жителей и гостей города на Неве. Совсем недавно, 18 июня, артисты вышли на сцену Театра музыкальной комедии в 400-й раз, чтобы сыграть свой юбилейный призрачный бал на Итальянской улице. Попробуем подвести итоги.

 

«Бал вампиров» – мюзикл, о котором написаны сотни отзывов и сняты десятки сюжетов на телевидении, заставляет говорить о себе снова и снова. Блистательное режиссерское решение, превосходная музыка, проработанные до мельчайших деталей костюмы и грим, декорации и точное попадание артистов в образы, обеспечили мюзиклу долгую жизнь на сцене театра.

 

Иностранная команда постановщиков, малоизвестные артисты и сомнительная тема проекта с неоднозначной развязкой – перечитывая материалы прессы восьмилетней давности едва ли можно было предположить, что именно это сочетание станет для проекта залогом успеха. Сегодня большинство артистов, начинавших в проекте, востребованы в профессиональной среде и играют в лучших постановках страны, а некоторые из них – Иван Ожогин (Граф фон Кролок), Олег Красовицкий (Шагал), Амарби Цикушев (солист балета) – приняли участие в постановке спектакля в Германии; а сам Театр музыкальной комедии задаёт тренды в жанре мюзикла.

 

Сложно сказать, имел бы проект успех, если бы первый каст артистов был менее удачным в попадании в образы, придуманные Романом Полански в шестидесятых годах прошлого века и перенесенные на российскую сцену режиссёром Корнелиусом Балтусом. Мы пообщались с теми, кто с самого начала принимает участие в проекте и узнали из первых уст: каково это – играть в одном из самых успешных мюзиклов в России, и в чём секрет долгой жизни проекта.

Бал вампиров: финал

Помните ли Вы премьерный спектакль 3 сентября 2011 года, свои эмоции и ощущения от него? Могли ли предположить такой успех?
Иван Ожогин (Граф фон Кролок): «Мюзикл «Бал вампиров» начался для меня немного раньше, чем состоялась его официальная премьера на сцене Театра музыкальной комедии. За полгода до этого я посмотрел спектакль в Европе – в Вене и Штутгарте. Фантастические костюмы, декорации, музыка и игра актеров просто шокировали, поэтому над материалом я работал с большим воодушевлением и огромным желанием – изучал, проникался интересными находками и размышлениями актеров, исполнявших главные роли в этом мюзикле: Кевина Тарта и Дрю Сэрича, с которыми мне довелось встретиться и пообщаться.

 

3 сентября 2011 года, день российской премьеры, был для меня очень ответственным. Я не до конца понимал, как публика воспримет этот спектакль, и, естественно, волновался. Но по реакции зрителей стало понятно, что мюзикл обречен на долгую, счастливую жизнь. Это было фантастически здорово».

 

Александр Суханов (Граф фон Кролок, Шагал): «С первого дня было понятно, что это грандиозное шоу – музыка, драйв, костюмы, декорации. Мы все окунулись в эту чудесную, смешную сказку, и расставаться с ней совершенно не хочется».

 

Андрей Матвеев (Профессор): «Такого ошеломительного успеха я, действительно, не ожидал, хотя с первых репетиций чувствовалось, что получается нечто невероятное. Было не просто, но все работали с такой отдачей, что иного результата не могло и быть. Самое главное: мы все – одна команда. Все! Не только актёры, но и службы: гримёры, костюмеры, осветители, звуковики, монтировщики – очень часто всё держится на их плечах. Быть частью этого уникального организма под названием «Бал Вампиров» – счастье. Спасибо, «Бал», спасибо, команда! Кажется, что сами о том не подозревая, мы стали частью истории».

 

Манана Гогитидзе (Ребекка): «Помню, что первый показ в сентябре 2011 года, все сцены, в которых сама не участвую, я смотрела из кулис и ужасно переживала, чтобы технически всё сработало как надо. Для нашего театра этот проект очень сложный. Это сейчас уже всё работает по накатанной, а тогда казалось, что все театральные службы делают невозможное! Кроме того, у нас в команде сложились чудесные отношения, после репетиций мы всей труппой вместе гуляли, общались, обсуждали спектакль, работу, и это ещё больше сплотило нас».Бал вампиров: финалКирилл Гордеев (Герберт): «День премьеры был очень волнительным. На протяжении более трёх месяцев, создавая «Бал вампиров», огромная команда слаженно дышала и жила в одном ритме. Была проделана грандиозная работа, и вот «час настал» – час, когда в зрительный зал пришли именно те, для кого все это создавалось – наши зрители. Не думаю, что кто-то в тот момент думал об успехе или провале. Все делали то, что от них зависело, выкладываясь на все 157 процентов! Прошло время, и недавно мы сыграли 400-ый спектакль. Значит, то, что мы делаем, зрителям нравится. А это – самое главное».

 

Сергей Сорокин (Профессор, Куколь, Соло Ночного Кошмара): «Помню премьеру очень смутно, потому что в тот момент не мог даже предположить, что будет такой успех. Скорее всего, тогда я полагал, что это просто очередной новый спектакль, и, как и многие московские артисты, поначалу думал: «Ехать на кастинг в Петербург – зачем? Весь мюзикл в Москве…».

 

Денис Алиев (солист балета, дублер графа фон Кролока, дублер Профессора): «Первый спектакль, конечно, помню – очень волнительно. Все мы были уставшие: сложная подготовка, продолжительные репетиции, большое количество прогонов… На премьере удалось подключить свои внутренние резервы и выдать максимум энергии. У нас очень сплочённый коллектив, мы буквально жили спектаклем; очень хорошо чувствовалось, что все болеют за общее дело. Эмоции – очень сильные – помню до сих пор: никогда до этого я не принимал участия в чем-то подобном. Это была первая столь масштабная постановка в Петербурге – новая и безумно интересная. Успех? Наверное, ожидал успех и надеялся на него, но не мог и представить, что спектакль будет идти так долго».Бал вампиров: финал Изменилось ли с годами ваше отношение к персонажу, которого вы играете?
Иван Ожогин: «Мой персонаж – граф фон Кролок – заметно трансформировался с момента премьеры. Он стал более уверенным в себе, если можно так сказать, возмужал, где-то стал более циничным, где-то – более обольстительным. Ведь я сам как человек и актёр не останавливаюсь на достигнутом, работаю над собой. И, конечно, это находит отражение в том, как держится мой герой. Естественно, спустя столько лет «погружаться» в роль мне более комфортно и удобно: сегодня я могу проснуться посреди ночи и спеть любую арию графа с любого места – хоть на русском языке, хоть на немецком. Мне посчастливилось исполнять эту партию в Германии в 2013 и в 2018 годах. Это был колоссальный опыт общения с постановочной командой, труппой, режиссерами – с теми, кто прикладывал массу усилий, чтобы поставить этот спектакль».

 

Александр Суханов: «Мне повезло: у меня две роли в спектакле, они совершенно разные, и, по-своему, обе прекрасны. Каждый раз, заново погружаясь в эту атмосферу, я испытываю океан эмоций. Многое в спектакле зависит от внутренних связей между его участниками – и между партнерами, с которым мы многое прошли, и между нашими замечательными театральными службами. Спектакль – живой механизм, и если что-то у кого-то пошло не так, то всё будет иначе».

 

Манана Гогитидзе: «В моей жизни это самый «долгоиграющий» проект. Я сыграла Ребекку более 500 раз! Но что удивительно – мне не надоело. Каждый раз выхожу на сцену с удовольствием и трепетом, каждый раз стараюсь выкладываться «на все сто», и каждый раз в ответ получаю любовь публики к моей героине и к нашему проекту. Мне невероятно жалко расставаться со спектаклем. Я так привыкла за восемь лет, что есть наш «Бал». Очень хочется верить, что он вернётся! Думаю, что мюзикл стал знаковым для большинства артистов, работающих в нем, да и для нашего театра, несомненно, тоже».Бал вампиров: финалКирилл Гордеев: «Мой персонаж растет и развивается вместе со мной. Я сыграл много, очень много спектаклей, а при таком количестве повторений самое страшное и безвозвратное – это превратиться в робота, который автоматически выполняет положенный ему рисунок. Поэтому каждый раз, выходя на сцену, стараюсь находить что-то новое, даже если кажется, что уже всё сыграл-переиграл и добавить нечего».

 

Сергей Сорокин: «Буду говорить о Профессоре – он мой самый любимый персонаж из всех, кого я играю. А роль Профессора – одна из счастливых в профессиональной жизни, поскольку я становлюсь старше, и она всё больше мне подходит, получаясь более глубокой, многоплановой и выпуклой. Иногда мне даже кажется, что роль «вросла» в меня. После последнего (зимнего) блока пролетело уже полгода, а перед новой серией, на прогоне, подробно не повторяя роль, я играл, так, как будто последний спектакль прошел только вчера! Помню всё до малейших деталей, каждое замечание режиссера. Я удивился, что такое вообще возможно».

 

Денис Алиев: «Что касается образа Кролока в «Ночном кошмаре», то это, на мой взгляд, не явление самого графа, – глубокого и сложного героя с большой амплитудой переживаний, а представление о нем в кошмарном сне напуганного мальчика (Альфреда) – гротесковое и гиперболизированное. Если говорить о трансформации образа, то что-то новое в персонажах периодически открывается, несмотря на то, что примерял их на себя уже много раз.Бал вампиров: финалСамый запоминающийся момент за время проката спектакля?
Александр Суханов: «Один день я запомнил навсегда. Как раз перед кувырком Шагала, когда Альфред делает ему подножку, у меня свалились штаны. Прямо на сцене. В тот момент я уходил в кувырок без страховки руками – держал слетевшие штаны, а потому врезался плечом в пол. В итоге – искры из глаз и поплывшее сознание (улыбается). Представляете? А впереди второй акт и тринадцать минут в закрытом пространстве гроба. Боль была жуткая. Моя партнерша – Наташа Диевская пыталась веселить, рассказывала какие-то шутки, чтобы отвлечь. Доиграл до конца. Позже, вечером врач мне сказал: «Ещё бы два миллиметра, и вы на хирургическом столе». Потом полгода был левшой. Такая история».

 

Кирилл Гордеев: «Самый запоминающийся момент – первое закрытие «Бала вампиров» в Санкт-Петербурге в 2014 году. Тогда со спектаклем пришёл прощаться чуть ли не весь город (улыбается). Окна в фойе театра были открыты, в них стояли артисты и пели «Молитву» из первого акта, а поклонники, наводнив Итальянскую улицу, подпевали им, прощаясь с любимым мюзиклом».

 

Денис Алиев: «Вспоминается момент, когда в день премьеры в 2011 году, примерно за час до спектакля, к нам в гримёрку вошёл режиссёр, Корнелиус Балтус, и каждому раздал открытки. Открытка была разделена на две части, на одной что-то написал Корнелиус, на другой хореограф-постановщик Деннис Каллахан; каждому свое, разумеется. Это было очень неожиданно, приятно, и трогательно».Бал вампиров: финал

Что для Вас мюзикл «Бал Вампиров»? Если охарактеризовать одним словом, как бы Вы описали, почему проект имеет такой бешеный успех?
Иван Ожогин: «Думаю, что успех постановке обеспечило уникальное сочетание мистики, связанной с вампирской темой, пронизывающей весь спектакль, и очень привлекающего сексуального начала. Ну и, несомненно, весь комплекс выразительных средств, которыми эта атмосфера создана: замечательная музыка Джима Стейнмана, определяющая драматургию спектакля и характеры героев, фантастические декорации и потрясающие костюмы Кентаура, оригинальная режиссура Романа Полански, а также кропотливая работа режиссера текущей версии – Корнелиуса Балтуса над каждым персонажем, их взаимоотношениями, диалогами, юмором… Всё вместе – огромный труд гигантской команды. Я уверен, именно поэтому спектакль ещё долго не будет сходить с подмостков театров мира и возвращаться снова и снова. Надеюсь, и в Петербург тоже».

 

Сергей Сорокин: «Бал вампиров» – огромная часть моей жизни. Этот проект – возможность приезжать в Петербург, быть частью общего мирового культурного пространства. Потому что, если назовешь «Бал вампиров» где-нибудь в Европе, тебе скажут: «Да, да, знаем такой, круто». Принимать участие в таком проекте очень классно».

 

Андрей Матвеев: «Мне кажется, что точнее всего всё произошедшее и происходящее действительно можно описать одним словом. И каждый может подобрать его сам. Главное, вписать перед ним слово «бал»: Бал невозможного, Бал возможностей, Бал талантов, Бал счастья, Бал судеб, Бал красоты… Можно продолжать до бесконечности».

 

Денис Алиев: «Для меня с «Балом вампиров» связано многое. Проект открыл передо мной новые возможности, да и уже немалый отрезок жизни прошел, пока идёт этот спектакль».

 

Манана Гогитидзе: «Когда мы начали репетировать «Бал вампиров», я была потрясена, насколько детально точно режиссёр объясняет артистам задачу: вплоть до поворота головы, до движения пальцев, это было непривычно для актёров русской школы. Мы привыкли совместно создавать образ, импровизировать, а тут всё уже придумано и продумано за нас, и это было по-новому и интересно. Тематика мюзикла тоже была необычна. Было неясно, как наша публика воспримет историю о вампирах. Самое неожиданное и рискованное, как нам казалось, – это финал. Все-таки «Бал вампиров» – сказка для взрослых, а в сказках мы привыкли, что в финале всегда добро побеждает зло. А тут, так неожиданно, когда, казалось бы, история идёт к развязке, главные герои спасаются от тёмных сил, и вдруг поворот – все вокруг становятся вампирами, которые празднуют победу и приглашают на свой бал! Успех спектакля превзошёл все ожидания! Я думаю, что выскажу общее мнение, если скажу, что спектакля такого уровня по качеству постановки, оформления, звучания оркестра и подбора артистов в России до этого не было».

 

Кирилл Гордеев: «Для меня «Бал вампиров» – это первый большой проект, который многому научил, изменил жизнь, познакомил меня с огромным количеством новых интересных людей, а также сделал жителем двух городов.
Одним словом охарактеризовать «Бал вампиров» не получится. Этот спектакль – идеально отлаженные швейцарские часы с вкраплениями драгоценных камней».

 

 

Александр Суханов: «Вампиры – это вампиры. Интерес к этой теме не иссякает с годами. Тут и любовь, и страсть, и эротика, и приключения, и детектив, и страх, и комикс – каждый найдет что-то своё. Пусть летит наша летучая мышь, но мы будем надеяться, что она непременно вернётся».

 

Со звёздами «Бала вампиров» общалась Яна Квятковская

Фото Н. Даниловцевой, А. Утюпина, А. Ольховских, М. Ковалёвой, Е. Терехиной, В. Постнова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.