Федулова «Блюзорукость» (2013)

Уже не первый год урожденная камчадалка, певица и гитаристка Ксения Федулова усердно распахивает московское блюзовое поле. В минувшем 2013 году в содружестве с бас-гитаристом Анатолием Смирновым и ударником Алексеем Цыгановым она записала авторский русскоязычный альбом с вполне жанрово-стилистическим названием «Блюзорукость». Помимо самой Ксении в создании материала участвовал её друг и учитель Алексей Лысиков. Не стоит, впрочем, ожидать исключительное жанровое соответствие названию. Всё гораздо шире: есть кивок, алаверды, вопросы, уважение. И всё равно, как ни крути, альбом «Блюзорукость» есть различные проявления блюза в его вариантах и ипостасях.

fedulova02Альбом открывается энергичным (под 160 ударов в минуту) шаффлом «Прощай, моя боль». Первое, что ощущаешь, – драйв и отличное сведение. Второе – прямо-таки задевающие, цепляющие концы фраз, одетые в бархатный вокал Ксении, когда она ненавязчивым вибрато тянет «боллль» и «не с тобоййй». Ну, и, конечно, динамичное гитарное соло в проигрыше. Федулова абсолютно свободна в своих желаниях и возможностях. Кажется, её ничего не тормозит, ничто не мешает её самореализации посредством голоса и инструмента.

Неторопливость драматичной «Не повезло» меняет темп, но не меняет градус, а потому песня звучит как стилистическое продолжение первой композиции. Мелодическое развитие на первый взгляд не предвещает экстрима, однако, неожиданно через промежуточную доминанту скачок на сексту вверх. Ни фальцета, ни даже надрыва — спокойно и рассудительно, разве что появляется надменная хрипотца. «В туманной ртути вечер лукав, нас обмануть-то – два пустяка» — в последнем куплете уже на излёте песни к лид-вокалу Федуловой добавляются женские бэки. Это, кстати, тоже Ксения. И совсем на финише неожиданная смена ритмики – красивая инструментальная концовка, после которой только ещё один заключительный повтор припева.

Песня «Жизнь – только хобби» — стилистически блюз, а по конструктивным особенностям, текстуально – скорее, кивок в сторону русского рока, хотя и с добротным инструменталом и отличным вокалом. Но один аспект выбивается и из русскорочной стилистики. Не только здесь, но и в некоторых других композициях альбома — словечки, разговорные обороты с порой уменьшительно-ласкательными окончаниями: «глоток другой пивка», «помидорка», «костерок» и совсем уж нарочито народное обращение «друг мой милый». Они же и в композиции «Серьги», где ритм враскачку, в которой радует жирный бас, приятный дозированный слайд, соло на харпе исполняет Михаил «Петрович» Соколов – легенда отечественного блюза, а соло на добро — ещё одна суперфигура — Андрей Шепелев. Зато порадовали рифмы «душ – уж» и «в гараже — уже». Припев лапидарен, всего одна строка – «А мне проблемы эти по серьги уже». Вот здесь фразировка, интонации — супер!

«Мисс Ростов-на-Дону», «Эй, Лилёк» — песни хоть и бодрые, но непримечательные, даже проходные, и опять, уже традиционно, вопросы к словам. Возможно, здесь «играет» уже что-то моё, личное, но «мисски» и будто бы ласковое «Лилёк» заставляют вспомнить о совсем других сторонах жизни и чуждых пластах культуры. И это всё при том, что инструментал безукоризненен: урчащие нутром басовые рифы, сочный бэкграунд и отличная работа ударника.

«Не стало его» — почти марш, отсылающий примерно в направлении стиля Константина Евгеньевича Кинчева со слайдовым проигрышем и ровным ритмом. Разве что припев чуть не дотягивает до кинчевского пафоса, зато есть и «скрипучие снега» и «ворчащее воронье» и «остывшие шаги» и по-настоящему боевые унисонные проходы.

Целых три композиции пластинки – недвусмысленное напоминание о Марке Нопфлере с его пальцевым гитарным стилем, тонкостью и деликатностью кантри-рока. Не случайно на «Лучше на трогать» с соло-гитарой появляются Вадим Иващенко и Михаил Кистанов. Незарифмованная фраза «Лучше не трогать моего парня и мою гитару» оставляет интересное послевкусие и даже некую неудовлетворённость. «Дороги были чужими» запоминается гитарными проигрышами на одной гармонии и соло в низу. Песня вкусная, деликатно-музыкальная, аккуратно-лексическая. Из таких вещиц можно и целый альбом записать – слушать не заскучаешь, это уж точно. Интересно, но вокал Ксении фактически не нуждается в аккомпанементе, он сам по себе обладает каким-то притягательным тембром. А уж когда исполнение украшают инструменты, получается лучше во сто крат. Наконец, «Блюз окраины дикой страны»: ритм, запоминающаяся мелодия, пафосные обертоны в вокале. Соло с обильными подтяжками удачно подкрашивает достаточно лаконичную гитарную партию. Но главное – словесная конструкция, ставшая названием песни, — редкая фразеологическая находка. По большому счёту, если бы не двукоренное «Блюзорукость», именно фраза «Блюз окраины дикой страны» могла бы стать названием всего альбома.

«Любовь порой слепа» — фанк. Звенящая, чуть гуляющая гитара практически на одном аккорде – основа всего куплета. Развитие появляется в припеве. Но там уже практически нет слов, зато длинный проигрыш и вновь долго на одном аккорде. Так проходит пара кругов, а тут и песне конец.

«Половинка» — наверное, самая неблюзовая стилистически и по звучанию композиция. Здесь самые скромные инструменты, мало лишних звуков. Разве что в проигрыше разухабистая гитара выходит на первый план. Но, может быть, даже и это лишнее, ведь это просто красивая песня, очень красивая, где «Половинка» — название полной очарования речки в далёкой-предалекой родной для Ксении Камчатке, на берегу которой «заблудилась» «половинка счастья».

Я попытался передать словами, связными лексическими конструкциями эмоции, которые бродили, перебраживали, заставляли меня вздыхать и печалиться, радоваться и думать, грустить и улыбаться. И как бы то ни было, несмотря на неоднозначность, альбом интересен и вкусен. Он не нашим и не вашим. А кому же? Послушайте сами. Может быть, вам?

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.