Босх. Пороки маслом

Возможности современного обучения раскрыли свои чертоги для каждого, кто проявляет желание узнать больше, увидеть глубже. Люди, воспринимающие искусство, как нечто поверхностное, не задумываются о многослойности смыслов и интерпретаций – красиво же! Они знают Да Винчи — примерно представляют его работы, слышали о Ван Гоге и странной истории с ухом, обожают Дали – гениального и неповторимого. Но среди выдающихся живописцев существуют и черные лошадки, о которых известно мало, а достоверно ещё меньше. 9 июня в павильоне номер 5 киностудии «Ленфильм» состоялось грандиозное открытие выставки «Босх. Ожившие видения».

Творчество Иеронима Босха при жизни художника вызывало много вопросов и противоречивых суждений современников. Его картины до сих пор остаются неоднозначными. Все страхи и суеверия, которые тревожили средневекового человека, обрели очертания в символическом тетрисе образов и форм, которыми выражался Босх. Произведения Иеронима хранят в себе странное, непонятное — и потому пугающее естество человеческой природы. Недаром триптих «Сад земных наслаждений», выступая в качестве последовательного представления жизненного и посмертного пути порочной души, стал символом Средневековья.

Заключенное в произведение таинство идеального рая и идеального ада заставляют в полной мере ощутить и даже притронуться к тому, что, возможно, ждет человека после смерти. Фантасмагория человеческих страстей и желаний выкладываются на полотне, как мозаика, показывая тем самым особую последовательность образов. Детализированные до мельчайших подробностей существа представлены художником в виде отвратительныхчудовищ, антропоморфных ползучих гадов, гиперболизированых уродов и паукообразных тварей, которые притягивают к себе взгляд – и не оторваться. Но вся мерзость, вся отвратительная фантастика кажется сладким сном – пленительным и желанным.Магнетизм кисти Босха оглушает, привязывает к себе невидимыми струнами и увлекает в миры, где при каждом просмотре открывается нечто новое.

73Выставка начинается с того, что зрителю представляется подробный хронометраж самых значимых и влиятельных событий, которые происходили во времена художника, чтобы показать полную картину мира, в котором творил живописец, осознать время и атмосферу, идеалы и приоритеты человечества. Черные стены коридора усыпаны отдельными фрагментами знаменитого триптиха и цитатами, приуроченными к пониманию искусства. Так, например, бросается в глаза мысль Эразма Роттердамского: «Счастье зависит от нашего мнения о вещах, ибо в жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное».

Площадка «Ленфильма» была выбрана не просто так: визуальные образы загадочного голландца удачно разрываются на отдельные фрагменты и анализируется в отдельности. Интерактивная составляющая выставки очень обрадовала: «Сад земных наслаждений» описан максимально детально. Большие сенсорные экраны позволяют в прямом смысле гулять по раю и аду, познавая его частички. Описание и объяснение символизма Босха необходимо перед непосредственным погружением в мир страстей. Кто такие мавры, что означают гигантские фрукты и ягоды, почему стоит бояться отражения в зеркале, как не попасть в лапы дьяволу и за какими масками он прячется, отрезанные конечности и птицы – всё это и больше предлагается узнать посетителю. Помимо скрытых смыслов, раскрыта биография и влияние Босха на своих последователей.

Начало перфоманса началось внезапно и довольно неоднозначно. Art play media, авторы выставки, решили погрузить повоприбывших сразу в мир смертных грехов. Столы ломились от явств буквально – один целиком запеченный поросенок чего стоит. Но в зале внезапно началось движение: девушка с рыжими кучерявыми волосами, напоминающую медузу Горгону, вульгарно смеялась и распутствовала в пределах дозволенного – так, чтобы не слишком, но с целью шокировать. В другом конце зала, другая девушка начала громко материться – не сразу стало понятно, что перфоманс захватывает помещение, неловкость ушла со временем. Что характерно, девушки были выбраны не зря – именно женщина является как символом чистоты, так и дьявольщины, они как прилежны, так и больше мужчин подвергаются греховным искушениям.

Финальным аккордом стали сами ожившие видения гениального художника. Триптих обрел объем, последовательность восприятия, более четкое понимание как именно нужно следить за ходом событий. Когда на человека наваливается столько деталей – невозможнно уследить за всем. Но выставка помогает более четко разобраться в мысли Босха, но и насладиться режиссерской работой самого представления. «Босх. Ожившие видения» могут показаться ошеломительными, непонятными, потрясающими воображение и какими угодно в вашей интерпретации, но вне всякого сомнения, вызванные чувства будут откровением для вас самих.

Зинякова Василиса, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Елены Карповой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.