Дядя-динозавр и все-все-все

kinopoisk.ruВеликая вещь – ностальгия! Для каждого поколения зрителей можно составить объемистый список фильмов, на которых они выросли и воспитали свой кинематографический вкус. Фильмов, сохранившихся на старых кассетах и дисках, растасканных на цитаты и кадры и по праву заслуживших статус «культовых». Культовость же зачастую неразрывно связана с кассовостью, поэтому, повторно выпуская на большие экраны подобные картины, их создатели преследуют двоякие цели. Возвышенную — дать зрителям старой закалки возможность вернуться в молодые годы и воскресить прежние ощущения на новом уровне, а более юным киноманам – представить себя на их месте. И приземленную – попытаться повторить рекорд сборов. За последние месяцы публика имела возможность вновь насладиться такими хитами, как «Титаник» Джеймса Кэмерона и «Ромео + Джульетта» База Лурмана, «Эдвард руки-ножницы» Тима Бёртона и «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино… И вот, наконец, пробил час Стивена Спилберга.

Безусловно, в вышеупомянутых списках найдется место не одной его картине. Сэр Спилберг является признанным мэтром развлекательного жанра, будь то приключенческий экшн (франшиза об Индиане Джонсе), фантастика («Инопланетянин»), триллер («Челюсти») или криминальная комедия («Поймай меня, если сможешь»). Благодаря колоссальному успеху своих шлягеров, Стивен, по самым скромным меркам, сколотил двухмиллиардное состояние и стал богатейшим человеком Голливуда, обогнав коллегу Джорджа Лукаса. Почти миллиард долларов в мировом прокате (при бюджете в 63 миллиона) собрал и «Парк Юрского периода», снятый по литературному первоисточнику Майкла Крайтона и до выхода «Титаника» остававшийся самым кассовым фильмом в истории. Кстати, после экранизации роман обрел второе дыхание и за первый квартал 1993 года разошелся трехмиллионным тиражом.

Если вы по каким-то из ряда вон выходящим причинам не смогли ознакомиться с «Парком» десять лет назад и в последующие годы, проведем краткий ликбез. Эксцентричный профессор Джон Хаммонд (Ричард Аттенборо) решает создать на островах Коста-Рики необычный заповедник и помещает в него не банальных обезьян и крокодилов, а самых настоящих тирексов и диплодоков, воссоздав их по коду ДНК. Получить сам код позволила капля крови, извлеченная из застывшего в янтаре доисторического комара. С материка в Парк отправляется экспедиция заядлых палеонтологов в лице доктора Алана «дяди Динозавра» Гранта (Сэм Нил), его подруги Элли Саттлер (Лора Дерн), плэйбоя и математика Яна Малкольма (Джефф Голдблюм), а также малолетних внуков доктора Хаммонда. И, как водится, вскоре начинается шторм, ограды вольеров оказываются обесточены, и вся живность выбирается на волю.

Подготовительный период съемок «Парка» занял больше года; именно тогда были созданы впечатляющие модели динозавров в натуральную величину, а в павильонах студии Universal сконструированы загоны и бункеры. Сами съемки длились четыре месяца. Готовя столь масштабный проект, Стивен Спилберг, тем не менее, стремился не только развлечь падкую на острые ощущения публику, но и поднять немаловажную с его точки зрения проблему. Эволюция – штука полезная и, самое главное, логичная: естественный отбор стер с лица земли динозавров и вознес на вершину биологической лестницы человека, поэтому не стоит даже пытаться контролировать природу и идти наперекор ее законам. Жизнь все равно прорвется, и в этом случае не помогут никакие научные знания. Человеку придется воскресить в памяти первобытные инстинкты и мысленно перенестись на миллиарды лет назад, чтобы прочувствовать инстинкты древнейших существ и суметь одержать победу в борьбе за выживание.

Конечно, в отличие, скажем, от более ранней картины Спилберга «Близкие контакты третьего вида», в «Парке Юрского периода» баланс между наукой и искусством нарушен в пользу искусства. За десять лет фильм стал признанной классикой жанра, запустив целую франшизу и удобрив почву для ряда менее удачных проектов, типа «Затерянного мира» Брэда Силберлинга, «Годзиллы» Роланда Эммериха, «Кинг-Конга» Питера Джексона или «Проекта «Динозавр» Сида Беннета. И теперь, благодаря 3D измерению, динозавры возвращаются, более реальные и впечатляющие, чем когда-либо. И даже если вы никогда не чувствовали особой приязни к гигантским зубастым рептилиям, «Парк Юрского периода» — отличный повод изменить свое мнение. Ведь Спилберг, несмотря на окладистую седую бороду, продолжает, словно взрослый ребенок, забавляться с компьютерными фигурками своих детищ и заражать этим энтузиазмом миллионы зрителей. Хотя… чего еще ожидать от человека, уже в два года свободно выговаривавшего «и-гу-а-но-дон»?

«Парк Юрского периода 3D» в российском прокате с 4 апреля.

 

Алексей Комаров, специально для musecube!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.