«Игра в имитацию»: победа над смертью, временем и стереотипами

imitasia

В последнее время наметилась довольно приятная тенденция: мировое киносообщество принялось снимать больше художественных фильмов, связанных с наукой, и экранизировать биографии выдающихся людей.

Раскадрированная, словно разбитая на текстовые предложения, биография, байопик — вынесенная на экран история человека длинною в жизнь.

Обычно байопики снимают про людей, у которых жизнь — отличный сценарий для кино, и про людей, серьезным образом изменивших мир вокруг себя и существование человечества в целом. В экранизации биографии одного из выдающихся людей двадцатого века, о которой мы поговорим с вами дальше, присутствуют обе компоненты. Просто находка.

Все мы помним спорный с точки зрения подлинности байопик о Стиве Джобсе. Мы знаем практически всё о пионере эры информационных технологий, однако мало кто знает, что кумиром Джобса являлся английский математик Алан Тьюринг. Именно Тьюринга называют «отцом информатики и искусственного интеллекта». Вот кому мы в первую очередь должны быть благодарны за то, что сегодня почти в каждой семье есть компьютер, который позволяет выводить на монитор изображение. А ведь это ни что иное как код. Набор определенным образом выстроенных цифр.imitasia

Однако экранизировать биографию математика-дешифровщика никто не решался. Причиной тому была непризнанность Тьюринга как ученого и как человека с добрым именем в связи с его гомосексуальным поведением. Только лишь 24 декабря 2013 года Королева Великобритании посмертно помиловала Алана Тьюринга, внесшего значительный вклад во взлом шифров нацистской Германии.

Практически незамедлительно после посмертного помилования английского математика за экранизацию его биографии под разоблачительным названием «Игра в имитацию» взялись Норвежский режиссер Мортен Тильдум и американский сценарист Грэм Мур. Вместе со специалистом по биографии Алана Тьюринга Эндрю Ходжесом они попытались ответить на вопрос: «Алан Тьюринг. Кто он? Преступник или герой войны?»

Кино — это своего рода сон, и когда создатели картины перекладывают биографию в художественную картину, зачастую возникают некоторые проблемы с правдоподобностью изложения истории. Как в большинстве сновидений, так и в большинстве байопиков возникают сюжетные отклонения от реальной биографии человека. «Игра в имитацию» — не этот случай.

На дворе 1939 год. Начало Второй мировой войны. Сотни тысяч немецких радиограмм пронзили весь земной шар. Перехватить нацистский шифр мог любой мальчишка, а вот разгадать его суть было подвластно лишь Господу Богу. Руководитель британской «Правительственной школы кодирования и шифрования» (GC&CS) командир Аластер Деннистон принимает на службу молодого, замкнутого, цепкого на язык кембриджского математика и криптолога Алана Тьюринга. В команде с другими специалистами он должен «взломать нацистский шифр и выиграть войну» — разгадать принцип работы «Энигмы» — машины, которая изо дня в день передавала зашифрованные радиограммы немецкому флоту и авиации. Существовало 159 миллионов миллионов миллионов комбинаций для передачи сообщений. На то время эта задача была практически нерешаема. Однако Тьюринг был оптимистом: «Я попробую и обязательно дам вам знать».

Вера в то, что «только машина может быть умнее другой машины», помогла Алану. По прошествии нескольких лет Тьюрингу, который находился в состоянии войны не только с нацистами, но со своим британским начальством, удается довести до рабочего состояния «Кристофера» — машину-дешифратор, которую он создал и в дальнейшем использовал для дешифровки нацистских военных посланий.imitasia

«Чтобы взломать этот безумный код, нужно и самому быть гением», — коллега Алана был прав насчет возможности взлома «Энигмы» и насчет способностей Тьюринга.

Правда Тьюринг был скорее не гением, а человеком, которого с детства увлекла математика, и как бы ни старались родители, — отдав Алана в английскую школу города Шерборн для изучения им гуманитарных наук, они не умертвили в сыне пристрастие к точной науке, которая в процессе и заняла всю его жизнь.

«Игру в имитацию», повествование истории о жизни и борьбе Алана Тьюринга с «Энигмой», украшают умело выстроенный сценарий и особенный язык монтажа. Через картину протянута тонкая, но прочная смысловая нить, которая связывает друга Алана по школе, самого Алана и Джоан Кларк – единственную девушку в команде дешифровщиков, на время ставшую женой Тьюринга. И эта нить влияет на каждого из них. В определенные, особенно ответственные и трудные моменты они произносят друг другу: «Иногда люди, которые ничего из себя не представляют, совершают удивительные вещи».

Алан Тьюринг в пример своим коллегам по цеху науки держал себя в отличной физической форме. В послевоенное время, в 1947 году на Всеанглийском марафоне Тьюринг занял пятое место. Применительно к экранизации, образ Алана-бегуна отражает внутренние переживания математика-дешифровщика: монтажный язык позволяет видеть бегущего вдоль поля Тьюринга в особенно ответственных и напряженных моментах его жизни и работы. Значимость этого монтажного приема можно сравнить с образом гигантской волны в фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар».

Прекрасное взаимодействие оператора Оскара Фауры и команды художников позволяют погрузиться в атмосферу английского аристократизма военного времени и получить от просмотра картины истинное наслаждение.

Довершает образ современного классического кино прекрасная музыкальная дорожка от французского композитора Александра Деплы.

Экранизация истории мирового масштаба просто не могла обойтись без отменного актерского состава.

Возглавил «Игру в имитацию» эксперт по перевоплощению в образы уникальных людей Бенедикт Камбербэтч. За плечами британского актера такие выдающиеся личности, как Стивен Хокинг (выдающийся астрофизик нашего времени), Джулиан Ассандж (создатель скандального WikiLeaks). Блистательная актерская игра дает Бенедикту безграничные возможности в отображении фактически любой незаурядной личности. Справедливо заметить, что образ Алана Тьюринга — одна из лучших ролей Бенедикта за последние два года, если не принимать в расчеты культового Шерлока, которого, как говорит сам Бенедикт, он играл бы всю свою жизнь.imitasia

В образе Джоан Кларк предстала неподражаемая Кира Найтли. «Игра в имитацию» — еще один серьезный фильм в карьере британской актрисы. Последние пять лет Кира снималась в комедиях и мелодрамах, и образ Джоан заставил вернуться Найтли в серьезную работу. Ее роль не богата эмоциональной составляющей: Кира превосходно держалась в рамках исторического образа и с успехом справилась с задачей. Да, образ Кларк намного глубже, нежели он отражен в фильме, однако выдвигать Джоан на первый план не являлось основной задачей создателей картины. Во главе истории у нас Алан Тьюринг.

Одного из главных помощников Тьюринга сыграл Мэттью Гуд. Молодой ученый-математик, с энтузиазмом бравшийся за работу несмотря на все трудности, – Мэттью оказался именно тем, кто передал этот образ в лучшем свете.

Внутреннюю британскую разведку возглавили Чарльз Дэнс и Марк Стронг. Стоит взглянуть на лица актеров, как сразу убеждаешься: эти парни – настоящие англичане. Как и подобает любым разведчикам, герои Стронга и Дэнса не сильно верят в планы Тьюринга, но выбирать им не приходится. Сильные, властные, они ищут подвох в любой мелочи.

«У тебя больше тайн, чем у кого-либо».

imitasia

Нужно ли было заострять такое пристальное внимание на проблеме гомосексуализма в жизни выдающегося математика двадцатого века? Вопрос хороший. Сразу нужно учесть то, что данная работа создавалась для оскаровской гонки. Подчеркнув этот факт, необходимость в ответе самопроизвольно исчезает. Великий математик, разгадавший нацистский шифр, в лице мужчины-«белой вороны» да еще и со штампом гомосексуалиста, — шансы на успех в погоне за золотой статуэткой для такой картины не просто выше: они взлетают до небес.

В любом случае, рассказ о взломе «Энигмы» хорош и без акцента на проблему однополого влечения математика. Но тут возникает еще один нюанс: математик Алан Тьюринг жил с нестандартным влечением с детства, старался держать эту тайну в секрете, но все же сгинул именно по причине нетрадиционного однополого пристрастия. Эта затея дорого обошлась математику-дешифровщику: война закончилась, но через какое-то время вместо славы и наград на пороге дома Алана возник полицейский, своим острым нюхом почуявший что-то неладное. А именно то, что дом Алана ограбили, и сделал это никто иной как друг любовника ученого. Шли все те же послевоенные 40-е: британцы в большинстве своем верующая нация и все они как один равны перед законом. Гомосексуалисту не было место в их мире. Законодательному и общественному гонениям подвергся и Тьюринг. Двум годам лишения свободы он предпочел химическую кастрацию. А решился на такой шаг он потому, что ни под каким предлогом не хотел расставаться со своим детищем. Математик не позволил отобрать у него «Кристофера», потому что в свое время он очень тяжело отпустил одушевленного Кристофера — своего «лучшего и близкого друга» по школе -, который умер от туберкулеза. Посему вряд ли возможно было рассказать историю об Алане Тьюринге, каким-либо образом не коснувшись данного аспекта в его биографии.imitasia

К слову о нетрадиционной ориентации. Возможно, это мысли человека, живущего в двадцать первом веке. Но, как мне кажется, они верны. И применительно это ко всем временам. Факт того, что человечество докатилось до однополой близости, не является, мягко говоря, утешающим. Род человеческий может продолжиться только в союзе мужчины и женщины. Однако приходится признать: Алан Тьюринг, как и многие другие, не такие как все. Как бы ни боролась с этой проблемой та же Британия, развитию гомосексуализма она не помешала. В конце концов Королеве Великобритании пришлось Алана оправдать, смыть с личности выдающегося математика всю грязь и признать национальным героем. И это правильно. Не потому, что он был гомосексуалистом, а потому, что мы не должны заглядывать друг другу в постель. Мы должны судить человека по его поступкам, а не по тому, что он избрал иной образ жизни. Тьюринг через титанический труд приблизил победу над фашизмом и спас миллионы жизней. И это самое главное.

Александр Кулабухов, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.