«Сорокин трип»: в России ты либо боишься, либо пишешь

Санкт-Петербургская студия документальных фильмов «ЛенДок» основана в 1932 году. С 2012 года на базе студии работает культурный центр. В Белом Зале киностудии регулярно проходят кинопоказы, мастер-классы, концерты, театральные постановки и творческие встречи.

 

12 сентября в «ЛенДоке» состоялась премьера фильма «Сорокин трип» — документальный фильм о творчестве группы, которая запомнилась зрителю резонансными проектами о неординарных личностях российской культуры и их международной судьбе.

 

Владимир Сорокин – человек, взорвавший изнутри советскую литературную традицию и выстроивший собственный мир. Правильно подхватив культурную наглость, он создал такие скандальные произведения как: «Норма», «Голубое сало», «День опричника», «Теллурия».

 

«Сорокин трип» — это первый фильм о Владимире Сорокине, в котором писатель предельно откровенно рассказывает о собственной жизни. Детство главный герой провёл в подмосковном посёлке, в школе дела со сверстниками не складывались. Далее понеслась жизнь в мастерских подпольных художников, преследования со стороны КГБ, любовь к русской литературе и космическому холоду.

 

Зима. Именно это время для Сорокина было сакральным. Как говорит сам автор: «Снег скрывает стыд земли. Остановка времени и прошлого, а мы растворяемся в их оргазме».

 

Владимир очень много рассуждал о советской власти, о не формате талантливых людей как понятии искусства. В пример он привёл солиста группы «Автоматические удовлетворители» Андрея «Свина» Панова. Сильные тексты, глубина мысли, но его творчество так и продолжило рассекать подполье и узкие круги. И так было во всём. На тот момент, да и по сей день, эта фраза звучит маршем: «Музыка – выше политики».

 

Должна была произойти перемена всех сигналов. Удар по сознанию. В рассуждениях главный герой вспоминает: «Место писателей в этом времени пустовало, были поэты. У меня это получилось».

 

Совершенно откровенный слог, экзистенциальный процесс мышления, мат как дополнение речи. Однажды писателя спросили: «Владимир, неужели нельзя обойтись в Ваших книгах без мата?» На что Сорокин быстро отреагировал: «Мат – это часть русской поэзии. И не нужно её стесняться».

 

Главный герой считает, что писателю нужно уметь препарировать, не боясь крови персонажей. Автор должен быть зоологом, энтомологом, иначе не получится ничего.  Если удивить себя, то и с читателем всё получится хорошо. Рассматривая в одном из музеев банки с заспиртованным содержимым, он обозначил, что есть литература похожая на них. Сдержанная, неодушевлённая. Он подмечает: «Музей – это и есть смерть. Всё, что написано на бумаге уже умерло и оживает во время чтения, если это хорошо написано».

 

В каждой из своих книг, автор хотел понять человека, обыгрывая его разными метафизическими картинами. Цитируя слова Набокова: «Я хотел из читателя сделать зрителя», — в интервью Сорокин говорит: «Вся моя литература – это один мучительный вопрос: что же такое человек?».

 

Это можно отметить в каждом из рассказов Сорокина. «Норма» — это аналогия психопатического синдрома. Энциклопедия стилей официозной советской прозы и типажей. А цитаты из «Писем Мартину Алексеевичу» или фраза «Я свою норму выполнил» превратились в часть интернет-фольклора. Удивительным для книги, написанной о временах брежневского застоя, «Норма» с годами как будто становится всё актуальнее, а ее персонажи по-прежнему живут среди нас.

 

Впервые книга «Очередь» была опубликована в Париже. Сорокин, вспоминая свои эмоции, не мог сдержать истинного восторга. Владимир сказал такую фразу: «В России ты либо пишешь, либо боишься».

 

Сорокин писал! Он не хотел этого социалистического реализма, зависимости стиля, которым обладали и за который так любили в то время Толстого, Тургенева. Владимир назвал это стиль «кастрированным». Именно по этой причине, социализму не был интересен Достоевский, которым вдохновлялся Сорокин. «Достоевский писал о человеке в чистом виде, с содранной кожей».

 

Роман «Голубое сало» в 2002 году вызвал циклон возмущения, под который попал Сорокин. Книги уничтожались, публика негодовала от апофеозного слова писателя. «День опричника», написанный в 2006 году – это, как говорит сам автор, реакция на 21 век. Роман «Теллурия», вышедший в 2013 году. Был написан автором в новой форме. 50 глав, персонажи не повторяются – мир начинает дробиться. В 2019 году состоялась постановка этого романа Константином Богомоловым.

 

В окончании эпизодов, Сорокин с ностальгией произносит слова: «Я не о чём не жалею. Сдерживать себя нужно в жизни, но не в искусстве. Было то, что есть. Это и есть будущее».

 

Юлия Коломейченко специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.