Первое посещение музыкантами России состоялось 10 лет назад. Тогда только-только появился на свет «Дом у дороги», и блюзмены играли на других площадках, а вот теперь концерт здесь, на Щепкина 33. Выступление стало ярким примером аскетичности акустического звучания фолк-блюза, когда два, всего два музыканта играют за себя и за того парня, когда они оказываются способными перекричать и переиграть целый оркестр, когда настроение в мгновение меняется от интимности до абсолютно чумовой безбашенности, когда хочется притоптывать ножкой, прихлопывать ручкой, дёргаться, и вообще вести себя не вполне вменяемо. А разве по-другому можно, когда в нескольких метрах от тебя творится такое!?
Если вы сомневаетесь в моих словах, вероятно, авторитет великих блюзменов окажется весомым подспорьем: Louisiana Red, John Hammond Jr., Junior Wells и многие другие играли с нашими сегодняшними героями.Два отделения был просто концерт. Обыкновенный концерт. Ну, понятно, насколько вообще обыкновенным может быть концерт таких мастеров. На первой же «I’m Ready» Пера Джо сотворил абсолютно говорящую губную гармонику, легко перемещаясь из состояния соло в стадию ритма и обратно. То тоненько-тоненько, почти на грани восприятия ухом, то в бархатистых низах. Хоумсик Мэк не отставал – все подводки к словам, к фразам его – практически короткие высокие переборы уже без ритма, чтоб слушатели приготовились, настроились и вкушали глоток за глотком, ноту за нотой. Дуо на троих или Трио на двоих? No drums, no bass! Это умение создавать драйв при минимуме инструментов и музыкантов, когда каждый выступает во всех возможных ипостасях.
Впрочем, любой из вариантов предполагает множественное общение: выкрики, всхлипы, вздохи, переходящие в некую публичную интимность во всех ее проявлениях (не подумайте чего непристойного). А в конце фырчащая гармошка – фррррррррр!!!!…… И пауза, за которой нет ничего. На мгновение звуковая яма и …. аплодисменты. А в следующей композиции уже иначе: нет резкой остановки, поскольку этот восторг – суть разовый успех, после которого наступает быстро пропадающее послевкусие, а эффектную концовку надо использовать по полной, выкачивать до конца, не размениваясь на пустяки, а потому короткая пауза и, по-новой, повтор куплета раз! ещё раз! Вот теперь конец. Аплодисменты идут будто волнами, как бы накатами. И пусть последний вал окажется не таким уж и мощным, это правильно стратегически – публика не расслабилась, а уже тёпленькая, уже готова к следующей песне.Звучат «Piccolo Rag», «Deep River Blues», наконец, невероятная по энергетике версия Room to Move.
А потом пошли гости: сперва заявленный специальный гость Юрий Каверкин с «I Don’t Need No Doctor», следом Гия Дзагнидзе с «It Hurts Me Too».На сцене харпер Артак Нерсисян. Короткий сговор с Пера Джо, и они начинают «Mercury». Абсолютно одним звуком, передавая мелодию друг другу будто эстафетную палочку. На смену ему приглашается Михаил Мишурис. «Игра на гармошке – это не то, чем я обычно в жизни занимаюсь», — говорит Михаил, но дует и выдувает «I’m Ready». Уже после, в перерыве между сетами Пера Джо благодарит Мишуриса: «Молодец! Какая же ты всё-таки громада», — имея ввиду не только самого Мишуриса, но и его бэнд, который ближе к полуночи перехватил эстафету в роли хаузбэнда.
А пока неведомо откуда в «Доме у дороги» появились Вовка Кожекин и Иван Жук. Вовка, как всегда, со своим видением материала, его колбасит так, что даже Хоумсик Мэк осторожно посматривает на приглашённого харпера. Звучит «Dust My Broom». С Иваном Жуком исполняется «Key To The Highway». Поёт Хоумсик Мэк, Ваня с электрогитарой, в то время как Пера Джо меняет гармошки, как перчатки.Уже давно пора выходить на сцену Мишурису с командой. Почти без перехода, без перерыва, и, в тоже самое время, без суеты, мягко и комфортно неспешно развивающийся акустический джем переходит в ночные бдения уже с Mishouris Blues Band, а это совсем другая музыка и другой формат. Вечер плавно переходит в ночь, когда никто не торопится на переставшее ходить метро, а концерт самого маленького в мире блюзового трио перерастает в вакханалию блюзового оркестра.
И это невероятный кайф, когда всё происходит на глазах, буквально в двух шагах, рождается, творится такая музыка. Блюз надо слушать сблюзи.
Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Фотографии Александра Кабанова
Добавить комментарий