Путешествие из Венгрии в Новый Свет

Путешествие из Венгрии в Новый Свет
Использовано фото с сайта musicseasons.org

8 ноября в Филармонии состоялся концерт  абонемента «Академический симфонический оркестр филармонии», под управлением Владимира Альтшулера.  В первом отделении с оркестром выступил известный британский пианист Питер Донохоу, который исполнил фортепианный Концерт №2 венгерского композитора Бэллы Бартока. Во втором отделении прозвучала Симфония «Из Нового света» чеха Антонина Дворжака.

 

Проводя параллели в судьбе этих двух композиторов, ища ответ на вопрос «почему же выбрано именно такое сочетание произведений», и отметая банальные ответы вроде «таков репертуар у оркестра», вспоминается, что и Барток, и Дворжак прожили в Америке определенный период своей жизни – что, безусловно, отразилось на их творчестве. Оказались они в Новом свете совершенно по разным причинам: Барток с началом Второй мировой войны был вынужден эмигрировать в Нью-Йорк, где и прожил последние пять лет своей жизни. Дворжак, в конце XIX века будучи уже всемирно известным композитором,  был приглашен на пост директора Национальной консерватории В Нью-Йорке, где пробыл три года, запечатлев свои музыкальные ощущения в Симфонии №9, носящей программное название «Из Нового Света».

 

Концерт Бэлы Бартока, написанный в 1931 году, является одним из сложнейших в фортепианной литературе. В нем синтезированы черты композиторской музыки западноевропейской традиции и особенности народной музыки Венгрии. Результатом является экзотическое звучание, где фортепиано трактуется как ударный инструмент. Свежие, терпкие, колоритные звучности, то чуть слышные, то ошеломляющие буйством красок и динамики, из серии урбанистической моторики  Allegro barbaro, темпераментное исполнение музыкантов — всё это создавало активную позицию в восприятии сочинения, так что слушатель не мог оторваться от творческого процесса, словно принимая участие в том, что творилось на сцене. Долгие аплодисменты не дали солисту уйти без музыкального подарка: на бис Питер Донохоу исполнил Интермеццо ор.118 №2  Ля мажор Брамса, прозвучавшее контрастом к предыдущему произведению и выгодно подчеркнувшее достоинства музыки эпохи романтизма.

 

Симфония Дворжака №9, прозвучавшая во втором отделении концерта, вызывала множество ассоциаций – тут и темы славянского происхождения, словно пришедшие из лесных просторов, и искрящиеся от меди блистательные темы-характеристики того самого, загадочного «Нового Света». Как писал сам Дворжак — «влияние Америки каждый, у кого есть нос, должен почуять в симфонии». Примечательно и другое высказывание композитора: «Где бы я ни творил — в Америке или Англии, — я всегда писал истинно чешскую музыку». Исполнение симфонии только подтвердило эти мысли, выразив впечатления Дворжака от посещения заокеанской страны, а слушателям подарив позитивное восприятие мира и жизни в целом, присущее славянскому композитору.

 

 

Лилия Позднякова специально для Musecube

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.