Вечерняя мистерия с Ником Кейвом

IMG9380«Иногда на сцене я чувствую моменты полной свободы. Это длится секунды, может быть, минуту, но никогда не продолжается весь концерт. Время начинает течь в других измерениях. Это не внетелесный опыт, но ты определенно переносишься в какое-то другое место. И память работает иначе. Это похоже на пробуждение рано утром, когда накануне ты напился» (Ник Кейв).

 

После долгого перерыва Ник Кейв вернулся в Россию с двумя концертами в рамках своего европейского тура. 26 мая культовый музыкант, поэт и писатель выступил в петербургском БКЗ Октябрьский с новой программой. И хотя ближайшие концерты были заявлены в формате сольного выступления, без своих соратников из Bad Seeds музыкант не обошелся. В итоге компанию Нику составил Барри Адамсон (клавиши/виброфон) и музыканты группы The Bad Seeds: Уоррен Эллис (гитара/скрипка/мандолина), Мартин Кэйси (бас) и Томас Уайдлер (ударные).

 

Сцена, задрапированная черной тканью, шторы с темно-серым металлическим отливом, тусклая подсветка, еле освещающая инструменты. В зале царила атмосфера нуара и декаданса. Концерт начался с протяжного вступления композиции «Water’s Edge», во время которого музыканты устроили некий шумовой эксперимент, который сразу же закончился, как только Кейв сел за клавиши. За фортепиано музыкант провел большую часть выступления, что подразумевало более лиричную, камерную программу. Однако, не все так просто.

 

IMG9460Чинность и спокойствие продолжалось ровно две первые песни. Как только прозвучало вступление к «Red Right Hand», примерно треть присутствующих в зале как по команде поднялись со своих мест и устремились к сцене. В такой ситуации секьюрити были просто статистами. Зачем? Любой перфоманс Кейва строится на взаимодействии с публикой, причем зачастую это физической взаимодействие. Ник оставил в покое свои клавиши, взял микрофон и отправился к самому краю сцены, чтобы заглянуть в глаза слушателям. Ему было важно ощутить их присутствие.

 

Ник прогуливался по краю сцены, словно охотник, выискивая взглядом «жертву». Понравилась девушка в партере? Не проблема, он тотчас же вытаскивал ее на сцену. Музыкант так вжился в образ эдакого мачо, что не выходит из него даже в реальной жизни. Хотя понятие реальность — явно не для Кейва. Музыкант пребывает в своем, собственноручно созданном мире, где лирика его стихов и произведений так переплетена с картиной жизни, что порой не отличить — где вымысел, а где правда. Не этим ли он распаляет интерес к своей личности?

 

Убаюкивая публику неспешными клавишными переборами, погружая людей в своеобразный транс, Ник в один момент мог взорваться, схватить микрофон и в исступлении прокричать строчки из песни, стоя на коленях у края сцены и держась за руки слушателей. В этом весь Кейв, настоящий мастер контраста! Момент наивысшего напряжения случился во время исполнения композиции «Tupelo», когда под мощные раскаты индастриал-ритмов Ник в эмоциональном порыве буквально разрывался между клавишами и публикой в партере.

 

IMG9467Пару слов заслуживают и музыканты группы. Да, они даже не пытались перетянуть на себя внимание, ибо в компании с таким фронтменом это просто невозможно. Однако, они вносили важную лепту в это музыкальное мистическое действо, наполняя пространство аутентичными звуками скрипки, мандолины, виброфона, аккордеона, и, конечно же, гитары и барабанов (рок-н-ролл никто не отменял!). Всем известно, что даже дорогому бриллианту нужна правильная огранка, так что в данном случае все элементы были гармонично собраны воедино.

 

Проведя публику через тернии к звездам, музыканты закончили основной блок концерта умиротворяющей «Jubilee Street», в финале переросшей, тем не менее, в шумовую какофонию. Выход на бис был более чем осязаем, и он случился. Для исполнения зловещей «Up Jumped the Devil» Ник присмотрел в партере новую жертву — девушку в черной рокерской косухе, которая отличилась тем, что держала микрофон маэстро в те моменты, когда он выстукивал на ксилофоне прямо-таки инфернальные мотивы. Далее Ник отправился прямиком в зал, бесстрашно прорвавшись через переполненный партер. Публика была, мягко говоря, ошарашена и не готова к такому повороту событий, а Кейв без тени сомнения сразу же взял бразды правления эмоциями людей в свои руки. Взобравшись прямо на кресла, он исполнил медитативный опус «Push the Sky Away», дирижируя хором подпевающих зрителей, обступивших его со всех сторон. Со стороны все это напоминало религиозную мессу, не иначе.

 

IMG9509В душе Ник Кейв остался таким же бунтарем, как и на заре своей юности. Он не боится оступиться, всегда оставляя себе право на ошибку, не строит из себя культового персонажа, оглядываясь на былые заслуги. Его простота и открытость подкупают, а отсутствие звездного флера позволяет поговорить с ним по душам, пусть и в рамках концерта. Именно за эти качества и любят этого самобытного артиста.

 

Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Юлии Левченковой смотрите здесь
Сетлист концерта можно посмотреть здесь


2 комментария на ««Вечерняя мистерия с Ником Кейвом»»

  1. Аватар пользователя Александр
    Александр

    Да никто не был «ошарашен» выходом в зал Ника, мы его ждали и пропустили его в партер. Я думаю никто ещё в БКЗ такого танца на креслах не устраивал!!) ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ КРУТО!!

    1. Аватар пользователя Игорь Фоломеев

      Танцы на креслах — это было эпично!)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.