Вот и «погоревали». С Ольгой Лисиковой & The Gracious

Бог есть свет и в нем нет никакой тьмы…
Борис Гребенщиков

Музыкальный мир безграничен. Чего только и как только не играют и не поют. При этом музыки хорошей, разной или не очень хорошей уже столько, что охвачено, казалось бы, неохватываемое. Однако, иной раз, послушав что-нибудь новенькое, понимаешь, что прямо сейчас на твоих глазах родился очередной шедевр. Вот, скажите, кому и зачем в столице северной европейско-полуазиатской России нужен и интересен коллектив, исполняющий госпелы и спиричуэлзы? Это же совсем не про то и не оттуда. И, кажется, это нужно лишь паре десятков безумных фанатов. Так в том-то и мастерство, чтобы любое из искусств, пропустив через себя, суметь преподнести слушателям, да так, чтоб те прикипели к нему, потеряв способность оторвать взгляд и слух.

Ольге Лисиковой & The Gracious это удалось. То, что происходило 22 января на сцене «Дома у дороги», скажу честно, меня потрясло: обалденно красиво и мегапрофессионально. Как?! Скажите, как им это удаётся? Ну, как?! Причём не просто выступить, а подарить собравшимся концерт-рассказ, концерт-лекцию и с лёгкостью, покорить собравшихся, обретя в лице многих новоиспечённых фанатов.

Четыре вокалиста и 4 инструменталиста – на сцене бравая восьмерка. Но это потом. Вначале же Ольга Лисикова, Алексей Кантур, Андрей Луговской и Артём Тульчинский начинают петь Jesus On The Main Line акапелла у бара, передвигаясь по направлению к сцене, что само по себе уже настоящее шоу, перфоманс с необходимыми элементами драматургии. Но главное – это голоса, выстроенные в одну картинку, создающие узор из партий и обертонов.

It’s Me Oh Lord, напоминающая запрещённую когда-то в рабовладельческих штатах Lets My People Go, уже все вместе со сцены с Егором Скороходовым (гитара), Ксенией Васильевой (бас) и Михаилом Даниловым (ударные, перкуссия). И как же всё-таки филигранны аккуратнейший синхрон бэков и согласованость (но не заученность — sic!) движений.

Прямо следом Swing Low (Swing Low, Sweet Chariot) с неизменными вопросами и ответами: Будет надежда? Будет вера!

Что в ней, что в Wade In The Water или Jesus Built A Bridge нет спорных гармоний, нет сложной проблематики, почти нет досужей блюзовой толчеи на грани мажора и минора, о чём так любят рассуждать критики, а есть лишь сплошной неугасимый свет. Но не здесь, рядом, а где-то там далеко на горизонте, и, как поёт Борис Гребенщиков, «Бог есть Свет, и в нём нет никакой тьмы….» Зачем сомневаться, если есть идея и цель, ради которых стоит жить. Когда африканские традиционные стили стали угасать, тогда и зародился пресловутый спиричуэлз. Важная часть стиля – полевые крики. И вот уже вновь звучит акапелла Go To Sleep Little Baby. Вокалистам помогает лишь многостаночник Михаил Данилов, издающий (внимание!) пилой жалобные протяжные звуки. Но не может же быть всё так плохо и кисло. Old Time Religion – кантри-госпел с соответствующей звуковой атрибутикой и мелодикой.

Апофеоз первой части — Nobody’s Fault But Mine, которую как и кто только не играл, включая Led Zeppelin. Но скажите, какой же госпел без хаммонд-органа?! К музыкантам присоединяется специальный гость концерта – Алексей Сечкин.

Это легко, одновременно просто и божественно! И, как сказал мне по завершении I Am A Soldier гитарист Егор Скороходов, «Ты ж видишь, четырёхголосие – это сила! Мне, как гитаристу, можно вообще ничего не делать!» И в самом деле, разложенные на 4 голоса композиции сами по себе — исполнительские шедевры, которые уже и не требуют какой бы то ни было дополнительной огранки, а музыкантам-инструменталистам только и остаётся, что, чуть притрагиваясь к инструментам, придавать лёгкие привкус и окраску.

Но Лисикова с группой не останавливается на достигнутом: на Woman Be Wise на сцене вновь гость: место Егора Скороходова заменяет гитарист Сергей Коньков, а Алексей Сечкин садится за пианино.

Сам концерт – это не только рассказ, это ещё и нескончаемая ретроспектива, пересечение и переплетение влияний и течений: бодрый блюграсс You Don’t Knock сменяет сладко-приторная People Get Ready, ну, а что б вы думали звучит посередине? Хит Study War No More (возможно, даже больше известный у нас как Down By The Riverside).

Do Lord Remember Me – страшно сказать, похоронный марш. Да-да, именно так видится обрядовая музыка в Новом Орлеане. В припеве звучит соло вокального квартета аж на четырёх казу под аккомпанемент примкнувшего к ним Михаила Данилова на стилизованной под галстук стиральной доске. Как говорится, «вот и погоревали!» А потому Cry To Me и Papa Come Quick звучат вполне гармонично, а дудки на улицах Нового Орлеана отлично сосуществуют с «Братьями Блюз» и «Грязными танцами».

Good Lovin’ – композиция в стиле blue-eyed soul, т.е. голубоглазый соул, но что с того?! В этой музыке, как в гигантской мясорубке, перемалывается всё, смешивается, как в огромном плавильном котле, когда уже из первоначально пресного и рафинированного вычленить, да, даже узнать ничего невозможно.

Leave My Kitten Alone, Casting My Spell, Do You Love Me, наконец, You Gotta Move, последнюю из которых, опять же, кто только не исполнял от госпел-парней из The Blind Boys Of Alabama до экстативно-экзальтированных рокеров из Aerosmith, прокатившихся с одноименным концертным туром.

И вот уж, правда, никто в России-матушке до Ольги Лисиковой & The Gracious не брался за исполнение этой музыки столь внимательно и серьёзно. А ведь это огромный, даже гигантский пласт афроамериканской культуры, оказавший огромное влияние на мировую культуру в целом.

А впервые я увидел Ольгу Лисикову ещё в первом «Доме у дороги» на Доватора. Тогда она была одной из многих. Но скажу честно, никогда бы мне и в голову не пришло, что, спустя несколько лет, эта девушка сотворит такое!

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Кирилла Видеева здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.