Взрослые и надёжные

3 ноября в клубе Б2 состоялся концерт «Морального кодекса». Конечно, я узнал о существовании этой группы много лет назад, как, наверное, и многие, благодаря их клипу «До свидания, мама!», когда-то его часто крутили по ТВ. Звучало необычно, но странно. И не могу сказать, что сразу зацепило: головой то я понимал, что то, что они делают, — круто, но, надо ж и нутром прочувствовать, как иначе-то?! Десятью годами позже, а это уже начало 2000-х, ребята выпустили альбом «Хорошие новости». Вот с него-то для меня всё началось и продолжается по сей день.

С первых же звуков в Б2 заметна разница между клубным выступлением и, например, большим юбилейным концертом в «Лужниках» год назад. От чинности и церемонной пафосности нет и следа – на сцене рокеры. Сугубо гитарное, но, одновременно, пространственно атмосферное звучание. Не просто же так гитарист группы Николай Девлет-Кильдеев собрал сёрфовый сайд-проект. Отсылки к этому стилю будут слышны на протяжении всего концерта.

«Для тех, кто не знает: сегодня в доме культуры «Б2» играет вокально-инструментальный ансамбль «Моральный кодекс», — этими словами Сергей Мазаев приветствует собравшихся. Звучит «Чтобы всё отдать». Мазаев поёт и играет на саксофоне.

«Что ж, поиграем из старого», — поясняет Сергей. Начинается вступление «Она меняет свой цвет» — песни из альбома «Сотрясение мозга» (1992), а следом – «Я тебя люблю», ещё одна старая композиция. Теперь в руках у Мазаева флейта. В одном старом интервью Сергей говорил: «В психиатрии есть такое понятие, как «клочковатое мышление», когда у человека скачут мысли, он пытается говорить сразу понемногу и обо всём, соскакивая с темы на тему. Это такое небольшое психическое нарушение, которое надо лечить. Мы в себе это видели, поэтому и наша пластинка называется «Сотрясение мозга». В более поздних альбомах эта самая «клочковатость мышления» никуда не денется, разве что приобретёт новые оттенки. Вот и в следующей песне – «Ночной каприз», вплавляя в свою музыку элементы лаунжа, «Моральный кодекс» усиливает романтическую составляющую.

На традиционном номере, когда на передний план выходит Девлет-Кильдеев, исполняя «Женское тело», Мазай играет на саксофоне.

Следующие композиции из более позднего периода: «Где ты?» и «Славянские танцы». Это уже конец 2000-х, когда звучание «Морального кодекса» становится более прилизанным и бархатным.

Сергей Мазаев объявляет, что на сцене теперь уже не ВИА, а «рок-группа «Моральный кодекс», и исполняется «белый танец», но звучат отнюдь не лиричные «Реки и горы». А с другой стороны, кто сказал, что белый танец обязательно должен быть медленным и тягучим?

«Я выбираю тебя», «Первый снег» — композиции разные и в то же время похожие: группа «Моральный кодекс» создала свой стиль и свой саунд, музыканты сами получают кайф от того, что делают. Они играют так, как больше не играет никто, они узнаваемы. И, несмотря на неизменную эксплуатацию такого звучания уже много лет подряд, вряд ли это можно назвать застоем. Это фирменная фишка, а если товар узнаваем, то должен ли быть ребрендинг частым, да и должен ли быть вообще?

В заключение звучит «До свидания, мама!» Основная программа закончена. На бис исполняется старенькая «Хочу любви». Аплодисменты стихают, публика послушно расходится.

Я где-то читал, что клубные концерты «Морального кодекса» традиционно отличаются своей… лаконичностью. И впрямь, хронометраж – 50 минут, плюс всего одна вещь на бис. Вот и всё выступление. Прямо скажем, не жирно. Но с другой стороны, около часа — это именно столько, сколько нужно, чтоб расслабиться после рабочей недели. Ведь у «Морального кодекса» и аудитория то специфическая — взрослая, солидная. Не зря же говорят, что «Моральный кодекс» – «группа для больших и успешных». На их концертах, специфический тип драйва, и вряд ли стоит поклонникам пытаться угнаться по угарности за фанатами Гарика Сукачёва или, например, «Алисы», колбасясь, свистя и молодясь под густые гитарные рифы. Но, одновременно с этим, нет у «Морального кодекса» и популярной сейчас во всём мире меланхолии рок-н-ролла. Они хоть и расслабляющие, но, одновременно с этим, жёсткие и упругие. Они – взрослые и надёжные, и этим, пожалуй, всё сказано.

Текст: Андрей Ордальонов
Фото: Татьяна Соколова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.