Целая Вселенная в микромире
Использовано фото с официального сайта театра

Ярким пятном на фоне скучной петербургской осени выступил ставший уже традиционным БТК-фест. В этом году фестиваль отметил свой маленький пятилетний юбилей и представил зрителям программу в двух плоскостях: micro и MACRO. Один из самых увлекательных и любопытных спектаклей под минималистичным названием «h.g.» (хотя слово «перфоманс», пожалуй, будет здесь более уместным!) представил швейцарский проект Trickster-p в свободном пространстве «Цифербург».
Магия и волшебство начинаются уже на входе: зрителя снабжают наушниками и фонариком, призывая строго слушаться указаний неведомого голоса. Да-да, этот необычный спектакль исполняется для одного-единственного, практически уникального и неповторимого, зрителя. Согласитесь, необычно и приятно в равной степени. Меж тем, голос в наушниках, выступающий невидимым и таинственным проводником, просит снять обувь и приглашает в увлекательный мир. Для зрителя начинается совершенно невероятный экзистенциальный опыт погружения в детство. Темнота, тишина, голос-поводырь и хорошо всем знакомая сказка про Гензель и Гретель. Проходя сквозь лабиринт снов, страхов и глубинных внутренних переживаний, зритель попадает в сюжет страшной истории о детях и ведьме. Но сказка рассказывается в наушниках, а участник (зрителем его и не назовешь!) спектакля своими ногами проходит все декорации. Он попадает и в условный лес, и в ведьмину избушку, и даже видит в финале повествования, что от злой колдуньи остались лишь кости да горстка пепла. А в наушниках в этот момент печально звучит Бетховен. Финал. Точка. Развязка. Катарсис. Что-то необъяснимо меняется внутри после этого, и вернуться в обыденный мир получается не сразу.
Формат micro представил и независимый театр «Картонка» (Беларусь). А вот здесь для всех желающих – чистое веселье, не омраченное переживаниями и страхами. Спектакль «Театральный автомат» является интерактивным: зритель также становится полноценным участником представления. История про короля, принцессу и злого дракона может быть рассказана по-разному, и выбор предстоит сделать именно ему, зрителю. Сидя внутри ярко раскрашенной будки – того самого театрального автомата – и нажимая на ту или иную кнопку, он получает созданную им же сказку. И ей совершенно необязательно иметь счастливый финал, между прочим. Принцесса вполне может выбрать не доброго и храброго короля, а совершенно другого, злого. Но сердцу, как говорится, не прикажешь. А в самом конце представления можно получить конфету или мораль – чего душа пожелает. «Если настоем скорлупы яиц поливать комнатные цветы, они хорошеют», – вот лишь один вариант мудрого напутствия от театрального автомата.
Спектакли, представленные в рамках БТК-феста, лишний раз доказывают: чтобы удивить зрителя и заставить его испытать особые чувства, можно обойтись и без масштабного размаха. Уютный камерный показ имеет шанс стать целой Вселенной. И самый микроскопический мир окажется бесконечным.

Марина Константинова, специально для Musecube.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.