«Мальва» в МХТ: песочный нуар

Не сцена — а крошечный берег моря, тесный, усыпанный настоящим песком. В темноте слышно дыхание — то ли моря, то ли человека. Фигура с фонарем пытается выхватить лучом женское лицо. «Эй!» Зовет он, сам не зная кого.

«This is a man`s world» — эта песня только попытается прозвучать, но слова ее пропадают эхом в шуме моря, которое, четко по горьковскому тексту, смеется. Мир мужчин (Василий, Сережа, Яков) оказывается бессилен перед стихией и природой, которую олицетворяет не только море, но и женский образ — Мальва (Светлана Устинова). Игра Устиновой отличается по стилю от игры мужских персонажей (Андрей Кузичев, Олег Гаас, Артем Быстров) живостью и органикой. Потому что Мальва — это стихия. А все остальные по мнению ее героини «какие-то дубовые». Но так ли уж «жива» Мальва и имеет ли она право судить о людях — решает зритель.

Песок, вода, прячущаяся в лодке, ветер, проступающие на экране слова из рассказа Максима Горького, мрачный видеоряд силуэтов персонажей, мэнсовское «Sweet dreams» — образы, буквально вырывающиеся из подсознания самих героев. Загнанные на остров, они оказались загнанными сами в себя, зарытыми в песок. Это очень болезненный спектакль, натянутый как струна, наполненный страшными звуками — так ощущают себя горьковские герои в своем моральном бессилии перед природой и жизнью.

«Мне всегда хочется чего-то. А чего? Не знаю. Иной раз села бы в лодку — и в море! Далеко-о! И чтобы никогда больше людей не видать. А иной раз так бы каждого человека завертела да и пустила волчком вокруг себя. Смотрела бы на него и смеялась. »

Спектакль создан в рамках режиссерской лаборатории МХТ имени А. П. Чехова «Горький. Проза», посвященной 150-летнему юбилею писателя. Это тоже эксперимент — на фоне возрастающего интереса к инсценировкам использовать не драматургическое наследие Горького, а его малую прозу. Именно отсюда возникает попытка передать музыкальность языка писателя с помощью его буквального прочтения зрителем на экране. Проза не теряет в своей художественной выразительности: за драматургическую часть отвечают четыре актера, а за поэтическую — видеоряд с нуарно дрожащими буквами.

Для режиссера Даниила Чащина важнейшим в постановке является именно женский образ. В интервью журналистам он сравнил Мальву с… Москвой, подчеркивая, что эти стихии близки по своей природе, они могут, как и обогреть и приласкать, так же и погубить.

Короткая и самодостаточная постановка получилась именно о том, о чем писал Горький: о Человеке, о его соблазнах, страхах и гибели на фоне гармоничной Природы и тесноте и ничтожности человеческой натуры перед громадным смеющимся морем.

Юлия Зу, специально для Musecube

Фоторепортаж Юлии Королевой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.