122943750831 января актеры Театра Юных Зрителей учили детей и их родителей искусству Игры в радость. Эту дисциплину в обязательном порядке нужно ввести в современных школах, тогда количество счастливых людей на нашей планете увеличится в сотни раз. Спектакль «Полианна» режиссера Игоря Селина в очередной раз напомнил о том, как важно в плохом всегда находить хорошее. Премьера состоялась в 2000 году и вот уже 14 лет он не сходит со сцены ТЮЗа. Не случайно эта постановка пьесы Юрия Лоттина по одноименной повести американской писательницы Элеонор Портер удостоилась Гран-При, Приза за лучшую режиссуру, а также Приза Критики на варшавском Международном театральном фестивале «Корчак жив» — так образно и просто она рассказывает о том, как вырастить в себе стержень, который поможет справиться с любой драмой.

Философское, удивительно мудрое отношение к жизни 11-летней девочки должно служить примером не только для детей, но и для взрослых. После смерти родителей Полианна остается круглой сиротой. Чувство ответственности заставляет строгую и требовательную мисс Харрингтон, родную тетку девочки, взять племянницу к себе на воспитание. Сознание долга не может заменить любовь. Одинокая, но скупая и чопорная женщина холодно встречает маленькую родственницу. Но игра, которой научил Полианну отец, помогает ей не только изменить к себе отношение тетки, но и встречать любые жизненные ситуации смело и весело. «Это началось, когда нам среди пожертвований достались костыли, — рассказывает она, — мне тогда ужасно хотелось куклу, вот папа и попросил женщину, которая собирала пожертвования. А та леди ответила, что кукол никто не жертвовал, поэтому вместо куклы посылает маленькие костыли. Наша игра в том и заключалась, чтобы радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы нечему. Вот мы с этих костылей и начали». «Чему же здесь можно радоваться?»— спросите Вы. «А тому, что костыли тебе не нужны!» – ответит Полианна.

1229381347Девочка не только радуется сама, но и учит радоваться других, и этим в корне меняет судьбы почти всех жителей своего города, помогая полюбить окружающий мир. Изменив отношение к ситуации, люди наполняют свою жизнь гармонией и светом, осознав, что сами делал свою судьбу невыносимой.

«Человек должен жить так, чтобы от него лились эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает. Вовсе не задача простого человека стать или пыжиться стать святым. Но задача — непременная, обязательная задача каждого человека — прожить свое простое, будничное сегодня так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости» — говорила в своей книге «Наука радости» Конкордия Антарова, поклонниками учения которой стали десятки тысяч людей. Жизнь Полианны служит прекрасной иллюстрацией применения на практике этой науки.

«Люди сердятся не нарочно, просто по привычке» — замечала Полианна, не подозревая, что эта нехитрая истина является причиной почти всех бед большинства людей. Мы бессознательно негативно реагируем на многие события, окрашивая свою жизнь в траурные цвета. Если постараться жить осознанно, приучая себя реагировать позитивно, находя хорошее в самых плохих вещах можно изменить свою жизнь в лучшую сторону.

1229380243Люди сами себе придумывают проблемы, поэтому персонажи этой постановки не расстаются с прозрачными зонтами, кутаясь в дождевики, защищаясь от дождя, которого нет. Вместо стульев они пользуются инвалидными креслами, и это не столько намек на конец пьесы, когда девочка потеряет возможность ходить, сколько желание показать ущербность и ограниченность привычного восприятия мира. Полианна обходится без зонтика. В ярком красном платье она выходит на сцену, легко двигаясь между рядов зала. Вообще, все герои спектакля активно включают публику в свой мир, выходя за рамки сцены: они прогуливаются среди зрителей, произнося монологи в промежутках между кресалами. Это, а так же то, как мастерски Анна Слынько передает образ своей героини — одиннадцатилетней девочки, не может не вызвать отклик зала: после окончания спектакля дети с удовольствием повторяли любимое движение Полианны – приветственно вытянутые руки ладонями вперед. На языке жестов оно означает честность и искренность. Хочется надеяться, что этот мощный невербальный сигнал, талант актеров и режиссера и любовь, с которой написана пьеса, подтолкнет детей (и взрослых!) к тому, чтобы копировать не только его, но и позитивный образ мышления главной героини. Давайте начнем играть в радость!

Ира Калинина, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.