26 мая в рамках международного театрального фестиваля «Радуга» можно было оценить весьма необычный спектакль эстонского театра R.A.A.A.M. «Транзит. Остановите музыку». Режиссер Дмитрий Егоров определил жанр постановки как «gala concert в двух частях», положив в основу спектакля масштабный пласт исторической (а вместе с ней и культурной) памяти. Работа над проектом шла более двух лет, и ее итогом стал целый корпус интервью (в общей сложности около 900 страниц текста!). Среди тех, чьи воспоминания вошли в спектакль, – Иво Линна, Тынис Мяги, Анне Веске, Александр Кутиков, Андрей Макаревич, Владимир Матецкий, Андрей Макаревич. Имена же прочих эстонских музыкальных деятелей вряд ли что-то скажут российскому обывателю – в этом отношении спектакль Дмитрия Егорова можно считать еще и просветительским. Маленькая с виду Эстония всегда славилась талантами, предъявляя миру незаурядных творческих личностей. И они становятся полноценными героями повествования.
В спектакле находится место разным темам, которые зачастую уходят и уводят весьма далеко от пространства культуры. В итоге получается рассказать про многое: про эстонскую музыку 70-90-х, и музыкантов тех лет, про советское прошлое, попытку его осмыслить, найти в нем свое место. И, конечно, про свободу, отчаянное желание получить независимость, а также про тяжесть жизни в новых условиях заново обретенной Родины. Сложные это темы и неоднозначные, будем говорить прямо, однако, их здесь пытаются отрефлексировать, проработать в общественном и личном сознании. Но предстают перед героями неудобные тупики компромиссов. Вот, с одной стороны, неплохо жить в СССР, есть что вспомнить спустя годы: от шумных посиделок с Пугачевой до щей, сваренных Надеждой Бабкиной лично. Тем не менее, необходимость читать насильно навязанного Ленина и вступать в пионеры невыносимо угнетает. А гости из условной метрополии (того же Ленинграда, скажем, или Москвы) приезжают, восторженно охают, цокают языком. Для них Эстония, считай, заграница: тут по телевизору можно на концерт Хендрикса случайно наткнуться и разве что не сойти с ума от счастья. И вообще: красивые дома, аккуратные чистые улочки, даже воздух какой-то иной. Без пяти минут настоящая свобода. Москве или Ленинграду такое и не снилось.
Особой линией становится рассказ о Чернобыльской трагедии и необходимости принимать участие в концертах в зоне аварии. Отказаться нельзя, а на месте событий всплывает тщательно скрываемая истинная картина дел. Шок и недоумение, горечь и стыд. И вот в таких стесненных условиях существования в СССР поднимает голову дух вольнолюбия, расцветает знаменитый эстонский панк пышным цветом. Все рады перестройке, все верят в счастливое будущее. Тем не менее, горький укол разочарования, что теперь публика радостно слушает «Ласковый май», а не Тыниса Мяги или Анне Вески, присутствует. А рубежный 91-й год приносит как долгожданную свободу, так и неожиданное горькое разочарование. Мало жаждать этой самой свободы, надо уметь ею распоряжаться.
Спектакль «Транзит. Остановите музыку» можно оценивать с разных позиций. Кто-то увидит в нем ложь и клевету на советский строй, другие же зрители отдадут должное попытке рефлексии на сложнейшие темы. Важно понимать одно: искусство, музыкальное, театральное ли, призвано нас объединять. И финальные реплики о том, что «самый-самый эстонский певец» Георг Отс все же значительную часть своих лучших песен спел на русском, являются живым доказательством этой идеи.
Марина Константинова специально для Musecube
Добавить комментарий