Расколотая реальность

Расколотая реальность
Использовано фото из официальной встречи спектакля

В «Театральной долине» состоялся показ антерпризы «Точка возврата», поставленный режиссером Людмилой Никитиной по пьесе Александра Строганова «Чайная церемония».

 

«Точка возврата» — это история отношений матери и ребенка. Сын потерял память после аварии. Пытаясь помочь ему, мать создает магическое пространство чайной церемонии, на которой он присутствовал однажды в детстве. Раз за разом возвращаясь в один и тот же сюрреалистический сон в чайном доме, они пытаются найти точку, с которой стала рушиться жизнь и их семья, простить друг друга и начать сначала.

 

Такое описание можно было прочесть перед началом спектакля. И вот начало. Гости рассаживаются. Играет легкая китайская музыка. На сцене лежат чайные подушки. Окунаешься в атмосферу Китая. На сцене мужчина и женщина. Вдруг возникает ощущение, что подглядываешь в узкую щелочку комнаты, где проводятся чайные церемонии, в узкую щель подсознания Бориса, окунаешься и теряешься в его сновидениях, выныриваешь в реальность и вновь теряешься в расколотом сознании.

 

Александр Строганов воздействует на подсознание. Через архетипы человеку легче понять и соприкоснуться с гранями коллективного разума, своими потаенными и скрытыми теневыми частями.

 

Где начало? Что происходит? И кто перед тобой? Мужчина и женщина или мать и сын? Ты теряешься в догадках и с каждой картиной все больше начинаешь понимать, что же произошло. Нора с каждым разом все явственнее раскрывается как властная женщина и мать, а Борис – как сломленный потерявший память взрослый мужчина, но только не для своей собственной матери. Вечная история отношений между матерью и сыном. Невидимая связь, тянущаяся на протяжении жизни, и материнская любовь, не знающая преград.

 

Где грань между реальностью и сном? Где грань между здоровьем и болезнью? Так ли уж все относительно, или существуют какие-либо рамки нормального? Китайцы говорят, что когда человек спит и видит сон, это реальность, а реальная жизнь после пробуждения – это сон. Может быть, здесь мы окунались в одну из граней реальности?
Каждый найдет свое в этом спектакле. Как мне кажется, на это и рассчитана пьеса Александра Строганова. Постановка, которая не оставит никого равнодушным и вызовет у каждого свои чувства: от раздражения до восторга, и точно заставит задуматься.

 

В спектакле отображены проблемы отношений между матерью и сыном. Что может сделать властная натура матери и неокрепшая слабая психика сына? Сможет ли строгая мать стать гибче и поможет ли это сыну выкарабкаться из потока своих сновидений, детских воспоминаний и грез? Будто бы видны частички чужой жизни, а остальное додумываешь и неосознанно переносишь свои проекции. Смотря фильм, можно перемотать плёнку, остановиться, вернуться и снова посмотреть. Здесь же хочется прийти еще раз, чтобы раскрыть новые грани, незамеченные в первый раз, увидеть в разрозненных осколках памяти связь и воссоздать целостную картину.

 

Режиссер Людмила Никитина и актриса Мария Васильева признались, что сама пьеса подтолкнула их к тому, чтобы пересмотреть свои отношения с близкими. Валентин Воробьев поделился, что Борис интересен ему своей глубиной. Актёр тоже испытал в жизни потери, столкнулся с тяжелыми ситуациями, и поэтому ему импонируют «глубокие персонажи, переживающие жизненные перипетии. В каждой роли находишь что-то свое и проецируешь часть своего». Людмила Никитина пояснила, что Нора, будучи властной матерью, пробует измениться и перестроить себя через китайскую систему. Именно в этой стране женщина, словно вода, гибкая и текучая.

 

Чайная церемония — место и точка возврата, в которой расколотые части памяти и воспоминаний собираются воедино, место, где близкие пытаются встретиться и узнать друг друга.

 

Анастасия Григорьева, специально для Musecube.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.