Сказка — ложь! Узнайте правду!

«Все девушки мечтают о принцах. Но, я же понимаю, что принцев, в принципе, на всех не хватит! Я ни на что и не рассчитываю, хотя, любви, конечно, хочется!»

В Московском театре мюзикла состоялась премьера – мюзикл «Все о Золушке». Создатели спектакля лихо переписали эту историю, а затем интегрировали в нее жанр клоунады и театра масок. И им это удалось. Самым главным сюрпризом оказалась пьеса – динамичная, остроумная, и даже жесткая. Ее герои лишь формально имеют отношение к детской сказке о Золушке. Каждый из них представляет собой симбиоз знакомого с детства сказочного персонажа и современного человека. В героях «Золушки» зрители легко узнают эффективного антикризисного менеджера, сильную и независимую женщину, потерявшую всякую надежду на любовь, пустоголовых гламурных барышень, одержимых идеей удачно выйти замуж, полностью поглощенного работой отца семейства, чиновника, решившего доказать свою значимость силовым путем. Только Золушка и ее избранник еще напоминают традиционную сказочную пару…

«Мы жили счастливо и умерли в один день. На Фиджи. В лесу. Как ты и хотел», – радостно улыбаясь, говорит Золушка и вместе с возлюбленным изображает гримасу смерти. (Смех.)

В этой истории персонажи бодро рапортуют о своей смерти, извещая зрителя о том, что в этой сказке, приправленной лёгким чёрным юмором, смеяться разрешается над всем, даже над смертью, которая, от светлых детских улыбок, уже не будет столь сурова к героям спектакля. Таков финал мюзикла «Все о Золушке», поставленного режиссером-хореографом Олегом Глушковым, сценографом Вадимом Волей и дирижером Сергеем Иньковым. Музыку написал Раймонд Паулс, а текст, используя идею Дмитрия Быкова, – Сергей Плотов.

Начало было не менее интригующим: зимний лес, душевно поют красавицы-елочки, статный дровосек долго проводит кастинг, и весьма эротично одну из елочек подсекает. А навстречу ему – странный лесничий, в котором не осталось никаких чувств, кроме чувства долга. Браконьеру удается унести ноги, но он оставляет на месте преступления свою перчатку. Именно эта перчатка заменила в спектакле всем известную туфельку, потому что теперь именно Золушка, а не принц, будет искать её владельца, чтобы найти своё счастье.

Золушка с длинными рыжими волосами, челкой до бровей и метлой в руках, похожа на милую ведьмочку. А уж когда появляются ее сводные сестрички, то мороз идет по коже: они – то ли платье не поделили, то ли самые настоящие сиамские близнецы!

– «Ну, женихи! Кто не спрятался – мы не виноваты!».

Мачеха, роковая дама, поющая арию на тему стратегических планов бизнеса, – «Во всем важна стратегия!» – готова выдать своих дочек замуж как оптом, так и в розницу. А Крестная уже не просто фея, а криминальный авторитет с девизом – «Крестная сказала – Крестная сделала», она по-прежнему всесильна, только теперь добивается цели несколько другими способами.

Надо сказать, что визуальные образы почти всех героев мюзикла, кроме группы очаровательных мышек во главе с мышиным Королем, крайне непривычные, противоречивые и даже отталкивающие, что, конечно, не чуждо эстетике балагана. Настораживает Король – мертвенно бледный, с синяками вокруг глаз — печальный символ давно потерянной веры в чудеса. Король прекрасен в своей скуке – «Нет ничего печальнее на свете, чем сбывшаяся детская мечта». Сказка умерла в душе героя, и мы видим его жизнь на её осколках. И, конечно, суровые безголовые охранники с гигантскими плечами и боксерскими перчатками — жесткая, но очень точная сатира. Когда они появляются на сцене, по залу прокатывается шепот: «Чудовища Франкенштейна!» Но они подкупают своей непосредственностью и обаянием, а их фраза – «Есть приглашение – проходим, танцуем! Нет приглашения – стоим, мерзнем!» – стала уже крылатой!

Гости на балу похожи на марионеток, безропотно следующих даже самым безумным модным веяниям. А появление на балу Крестной феи сопровождается, пожалуй, самым неожиданным и пугающим поворотом сюжета. Такие экстраординарные режиссерские решения вызывают вполне конкретные страшные ассоциации и шокируют зрителей, ведь черный юмор – новое для русского мюзикла явление. Весьма эпатажное зрелище!

Потерянный хрустальный башмачок все-таки появится в сказке, но счастье он подарит совсем не Золушке! Хотя милая и добрая главная героиня, мечтающая о принце, тоже найдет свою любовь, человека, созданного для нее и понимающего ее с полуслова. И какая, в сущности, разница, кем был любимый человек до этой встречи? Ведь только истинная любовь может победить предрассудки, коварные интриги и даже смерть. Несмотря ни на что, все закончится так, как и должно быть в настоящей сказке – свадьбой. И не одной!

В том, что мюзикл «Все о Золушке» адресован, прежде всего, взрослой аудитории – нет никаких сомнений, но и детей увлечет это странное, сумасшедшее зрелище, в котором все перевернуто с ног на голову, и где органично сплелись сюжеты, пожалуй, всех известных сказок.

Феерический бал, на который мечтает попасть Золушка, восходит на сцену из зрительного зала. Ведь персонажи этого фарса – это, по сути, мы сами. Неприступная знать в невероятных костюмах сюрреалистической походкой взбирается на сцену, превращая залы замка в полубезумную пародию на гламурный мир современности, где по-прежнему, – как было у Александра Дюма, так есть и сейчас, – только шуты, юродивые или дети, могут говорить правду, не боясь быть осмеянными. Они ведь только шутят.

Вечер знатных особ, первых лиц государства – очередное воплощение фантазий Терри Гиллиама, в которых туфли знаменитого кинорежиссёра на голове персонажей «Бразилии» превращены в спектакле в стулья и причудливые причёски, громадные машины на сцене стали стиральными, а человек по-прежнему обесценен, как всякая человеческая единица, привыкшая дышать по приказу господ.

Это уже не детская сказка, в которой добро и зло просты и понятны каждому. Здесь деньги стирают разницу в возрасте, – «Она б за него не пошла никогда, но деньги стирают года!» – ложная женская нежность заменяет счастье; из отца бесконечным жёлтым шарфом тянут жилы, и он перестаёт быть защитником семьи. – «Дорогой, а тебя никто не спрашивает!» Здесь добро мягкотело и бесформенно, а зло витиевато и относительно. – «Как мы узнаем, что непобедимы? Мы объявим войну соседям!» Ведь каждый хочет получить от жизни своё, только некоторые – слишком многого. Сиамские сводные сестрички, изначально не самые приветливые, вдруг становятся на защиту слабых, а добрый отец превращается в настоящего злодея. Но любовь по-прежнему творит чудеса. Она спасает от одиночества, отогревает замёрзшее сердце, и даже, если придётся, воскрешает, чтобы подарить счастье тем, кто его заслужил.

«Давайте верить, что все прекрасно, и это сбудется!»

«Все о Золушке» – спектакль для всех поколений зрителей. – «У каждого в жизни есть право на сказку!» Дети шагнут в волшебный мир, где добро, как и прежде, побеждает зло. Молодежь окажется в плену романтических приключений. Взрослые снова испытают великую силу любви, которая не знает преград и неподвластна времени.

Музыка – Раймонд Паулс в переложении группы СЛОТ, песенные тексты – Сергей Плотов, либретто – Дмитрий Быков, Сергей Плотов, режиссер – Олег Глушков, хореограф – Олег Глушков, декорации и костюмы – Ольга-Мария Тумакова, свет – Александр Сиваев.

В ролях: Ксения Ларина, Екатерина Новосёлова, Анна Гученкова, Елена Моисеева, Оксана Костецкая, Татьяна Батманова, Карина Арбельяни, Юлия Вострилова, Андрей Вальц, Максим Заусалин, Андрей Гусев, Марат Абдрахимов, Роман Аптекарь, Станислав Беляев, Денис Котельников, Иван Коряковский и другие.

Татьяна Иванченко, Татьяна Лупанова, Ирина Ефремова, специально для musecube.org

Фоторепортаж Ирины Ефремовой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.