«Вий»: Гоголю бы понравилось

вий4 октября состоялась долгожданная премьера мюзикла «Вий». Долгожданная — без преувеличений и пиар-ходов. Уж больно всем любопытно было, не зря ли отправили в бессрочный отпуск «Последнее испытание» (а именно эту обожаемую поклонниками постановку и заменил «Вий» на сцене КЦ «Москвич»). Что же такое презентует Руслан Герасименко совместно с Creative lab Stairway, что вся фанатская братия разом ахнет и признает: да, друзья, игра стоила свеч?

 

И настолько мощным было искушение, что я скрестила пальчики (а в свете специфики «Вия» это действо было дважды уместно) и направила стопы в «Москвич», дабы оценить самую что ни на есть премьеру загадочной новинки.

 

Впрочем, буду с вами честна: в глубине души я искренне верила, что свеженький мюзикл придётся мне по нраву. Просто уже заранее некоторые звёзды, которые меня в этом убеждали, сошлись. Ну, во-первых, больно хороша получилась актёрская труппа. Во-вторых, одним из двух композиторов значился Евгений Загот. Его мюзикловое творчество я давно люблю и ценю.

 

Ну, а третьим фактором можете считать мою убеждённость в том, что люди, сотворившие аж три версии «Последнего испытания», качество которых росло раз от раза, явно потчевать зрителей неким невнятным действом не планируют. Ну, ибо опыт — дело такое. Да и понимание, чего хочет публика, у этих товарищей имеется абсолютно нешуточное.

 

Откровенно говоря, я и рада была бы твёрдой рукой вычеркнуть все предыдущие абзацы и сразу весело и задорно приступить к рассказу о спектакле. Только я вас знаю — вы меня не поймёте. Слишком громкий поднялся шум после вестей о закрытии «Последнего испытания» и объявления названия его «преемника».

 

А ведь ещё и скандал случился (хотя что это я, для зрителей, скорей, не скандал, а инфоповод) — проклятие Вия в очередной раз сработало, и проект покинул режиссёр (между прочим, поставивший мюзикл в Одессе ещё в далёком 2005 году). И чего там оставалось до премьеры — да смешно вспоминать, а спектакль пришлось делать с новым постановщиком (и, чтобы совсем экстремально было, с одним из двух композиторов — музыкальный материал Евгения Лапейко, прежде звучавший в спектакле, заменили сочинения Артура Байдо) почти с нуля.

 

И вот как можно было при таких исходных данных остаться дома и довольствоваться отзывами в соцсеточках? «Вий», я уже иду!..

 

А теперь, посмотрев мюзикл, я сразу сообщу вам следующее: друзья, а ведь это здорово! Шестое чувство не подвело: спектакль хорош, без всяких скидок на что бы там ни было.

 

Да, было заметно, что чуть-чуть не хватило времени довести его до ума «на ногах» — но это вопрос двух-трёх показов. Плюс не забываем о высочайшем уровне труппы: что не дорепетировали, то вытащили талантом и умением.

 

В общем и целом — ох какая достойная работа!.. Я чего опасалась — что «Вий» превратится в развесистую клюкву. Сами понимаете: национальные мотивы, шаровары, чубы, сало, гопак, горилка… Нет-нет, всё это было — а как иначе? Вы Гоголя, что ли, не читывали? Но ведь можно было бы пуститься во все тяжкие — и привет вам от трёх казаков из советского мультика. Ну, и прочие стереотипы в тот же котёл.

 

А нет! «Вий» — это отличный вкус. Национальные мотивы — как на ладони. Но они настолько здорово стилизованы, так точно пронизаны ноткой современности, что прямо ягодка по сердцу.

 

В постановке всё — на соединении былого и нынешнего. И хореография, являющая собой сплав народного танца и контемпа (в этой области я не сильна, но, надеюсь, вы меня поняли). Люблю подобное! И костюмы, пришедшие, вроде бы, из той, гоголевской, эпохи — но не подразумевающие казацких оселедцев и иных «местечковых деталей». И музыка — вот, вроде, постоянно звучат народные мотивы — но в такой мощной современной оркестровке, что хоть танцуй. Да и слишком полижанров «Вий», чтобы не влюбиться хотя бы в несколько арий. Всё смешалось в доме панночки, знаете ли, и музыкально спектакль меня впечатлил.

 

Мне очень повезло поинтересоваться у Евгения Загота, каков в общем музыкальном полотне процент его личного труда, а какой вклад принадлежит второму композитору, Артуру Байдо. Знайте: доля обоих творцов примерно одинакова, 50/50. И, право, догадаться, кто именно написал ту или иную арию, сидя в зале, нереально (конечно, если вы не включаете ежедневно музыку Загота и Байдо в качестве колыбельной, а просто пришли мюзикл посмотреть). Не забудем о взаимопроникновении — некоторые мелодии одного из авторов попали в арию второго в виде репризы. Это — мастерство, а мюзикл — жанр, который подобное воспевает и предполагает.

 

Теперь о режиссуре. Николай Покотыло «подхватил» проект в весьма сложный для него период. (Ох уж этот Вий с его проклятием!.. Просто ну не даёт делать спектакли-фильмы о себе без проблем!) И, знаете, получилось по-хорошему стильно. Общая картинка — настолько достойна, настолько вкусна, что нереально жалко, что мюзикл длится менее двух часов (ну, тут без вопросов: первоисточник Гоголя не отличается объёмом, сами понимаете). Хочется больше, и больше, и больше…

 

И вот будет сначала по Гоголю — почти дословно, с сохранением духа и характера (а это главное!)… А потом — финал. Простите, спойлерить отказываюсь. Николай Васильевич бы не имел претензий, уверена. Но то переосмысление давно знакомой истории, те несколько находок, которые в концовке мюзикла меняют всё, нуждаются в личном знакомстве.

 

Имеется и двоякая трактовка финала: мне видится, что она будет склоняться в сторону той или иной чаши весов понимания (в смысле, того варианта, что ближе к Гоголю, или же той версии, которая родилась при создании мюзикла у его авторов) в зависимости от состава, настроения артистов и просто атмосферного давления и направления ветра. И пусть они все, зрители, гадают… А о чём — мы, смотревшие спектакль, пока промолчим! Это ж невероятно здорово, когда спектакль не даёт единого ответа на все вопросы! Это — опять же, мастерство.

 

Каков Вий как персонаж в данной постановке? Друзья мои, это — главная загадка и основной спойлер. Если можете, избегайте поиска ответа на сей вопрос до просмотра мюзикла. Ну, и освежите в памяти первоисточник Гоголя (а он недлинный и интересный, не пугайтесь; порадую: это чтение вам впечатления от спектакля только разукрасит в яркие цвета).

 

Сильный финал. Мощнейшая точка. И… непреодолимое желание повторить. В том же составе, в другом — да все они хороши. Уверена.

 

Впрочем, кажется, настало время поговорить об артистах. А давайте.

 

Хома — Дмитрий Савин. Поразительно, но на главную мужскую роль в «Вие» пригласили не то, чтобы очень уж громких звёзд жанра (Алексей Петрухин не в счёт, он пока ещё только ожидается, а Дмитрий Савин и Игорь Скрипко — это, скажем честно, хоть и с грустью в голосе, на сегодняшний день не мюзикловые герои первой величины). Так вот: Савин — шедеврален. Отличный вокал, прекрасная подача образа… А вообще — ну влюбилась я в этого Хому. Как по мне — идеальное попадание.

 

Панночка — Дарья Бурлюкало. Очень хотела увидеть именно Дарью в данной роли — потому и выбрала премьерный день (в следующие два играла Анастасия Макеева). Слушайте, а Бурлюкало — шедевральна!.. Как она поёт!.. А её взгляд — это ж прямо как будто про неё мюзикл писали!.. Ну, и пластика. Большая часть сцен панночки строится именно на пластике — и Дарья совершила просто какое-то театральное волшебство. Будь то полёты панночки над сценой (да, это снова спойлер, не обращайте внимания, проходите мимо), будь то сцены с гробом во втором акте… Бурлюкало делала со своим телом такое, что прежде мне казалось возможным только при использовании компьютерной графики.

 

Максим Клестов и Андрей Сунцов — абсолютно прекрасные бурсаки. Жаль, что во втором акте этим друзьям-товарищам не нашлось места на сцене (ну, вспоминаем оригинал Гоголя уже и не удивляемся). Бурсаков хотелось бы побольше. Но простим Николая Васильича — он же не знал, что на эти роли поставят таких шикарных артистов. Рекомендую!

 

Ректор — Антон Дёров и Хавронья — Таис Урумидис. Невероятно чудесная пара, рождённая авторами мюзикла и призванная блистать в том же первом акте. У Дёрова — ещё одна звёздная роль! Просто приходите и сами посмотрите. А как хороша Таис!.. Таких бы моментов, как их дуэтная сцена, да побольше в любой спектакль. Здорово ж, честное слово!

 

Сотник — Максим Заусалин и Явтух — Фёдор Воскресенский. Здесь я вообще максимально избегаю спойлеров и потому советую просто посмотреть на Заусалина — ну, и оценить глубину работы Фёдора во втором акте. Воскресенский — чудесен по всем пунктам. Одна из решающих, как выясняется, ролей.

 

И ансамбль. Ах, Галина Шиманская!.. Ох, Евгений Аксёнов!.. А каков Сергей Усков?! И одно из главных моих потрясений — Станислав Мошкин. Спросите, кто это? А вот как услышите вокал, ангелам присущий, так это он.

 

От всей души поздравляю команду мюзикла с премьерой. Вы совершенно объективно сделали невозможное и подарили зрителям чудесный спектакль. На него можно и нужно не только приходить лично, но и приводить школьников — как для безболезненного и приятного погружения в недра школьной программы, так и просто для приобщения к прекрасному.

 

«Вий» поднял веки — и я его нежно полюбила. Мой внутренний театральный ревизорро рекомендует!

 

Ирина Мишина специально для Musecube
Фотографии Елены Ульяновой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.