Агата Вавилова: “Всё что происходит, происходит не к лучшему, а вовремя»

Агата Вавилова — актриса, исполнившая яркие роли в мюзиклах «Чаплин» К. Кёртиса и «Джекилл и Хайд» Ф. Уайлдхорна, а также в музыкальной комедии «Голливудская дива» на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Свой очередной театральный сезон она открыла ролью Магды в  легендарном мюзикле Р. Полански «Бал вампиров», который, спустя сорокадневный аншлаговый марафон в Петербурге переезжает в столицу. Вместе с декорациями и костюмами в столицу отправляется и значительная часть артистов труппы мюзикла. Агате тоже предстоит на несколько месяцев сменить декорации классического Петербурга на деловую Москву. MuseCube успел встретиться с артисткой между спектаклями и узнать все тонкости подготовки к роли.

MuseCube: Агата, твоя мама — актриса. Можно ли сказать, что она повлияла на твой выбор профессии?

Агата Вавилова: Могу сказать, что с детства я абсолютно точно понимала, что хочу выступать на сцене. Но, естественно, когда меня, пятилетнюю, отправили в музыкальную школу, никак не подозревала, что это растянется на десять лет (смеется). В «музыкалку» меня отдала мама, и были периоды, когда я завидовала своим друзьям, которые гуляли, а я была вынуждена сидеть за роялем. В таких случаях она всегда говорила мне: «Пожалуйста, если хочешь, — уходи», но я сразу почему-то пугалась и начинала заниматься. А еще мама как-то сказала мне, что понимает: пианисткой я не буду, но диплом об окончании музыкальной школы я ей принести обязана.

MuseCube: Диплом в итоге есть?

Агата Вавилова: Конечно.

До определенного момента я была уверена, что хочу петь на эстраде, но ближе к окончанию школы решила идти именно в театральную академию. Спасибо маме-артистке, которая задала всего один вопрос перед поступлением: «Ты хоть приблизительно понимаешь, в какой мир ты стараешься попасть?». Я ответила «Да», и этот вопрос больше у нас дома не поднимался никогда.

MuseCube: То, от чего предостерегала мама, оправдалось? 

Агата Вавилова: С лихвой. Театральный мир очень сложный, конкурентный. Многие удивятся, но у нас здесь не только клюква в сахаре. Про театр есть очень точное выражение: «террариум единомышленников». Интриг избежать невозможно. Главное — не быть их инициатором. Предпочитаю наблюдать. И заниматься делом. Что-либо доказать можно только честной работой.

MuseCube: Учиться было интересно?

Агата Вавилова: В театральной академии было очень весело. Многие, с кем я знакома с института, работают сегодня здесь, со мной, в театре. Во время учёбы наша мастерская располагалась отдаленно, в другом районе в здании бывшей котельной. Мы сами её ремонтировали — строили, красили, сколачивали зрительный зал, строчили шторы. Так что скучать не приходилось. Не только из-за ремонта, конечно.

MuseCube: Первым твоим проектом в Театре музыкальной комедии был «Чаплин» Кристофера Кёртиса?

Агата Вавилова: «Чаплин», да, верно. Причем, на кастинг в этот проект я пришла с «психа», если можно так сказать. Мне тогда казалось, что не имею права: состояние было депрессивное, накручивала себя, что ничего не могу, ничего не умею. Сложный был период: уволилась с работы, ушла просто в никуда. Помню, пришла домой и подумала: «Ну, не пропаду, наверное»… И уже через неделю – «Чаплин».

MuseCube: Как думаешь, почему «Чаплин» не приглянулся зрителю?

Агата Вавилова: Его поздно раскусили. Мне кажется, что когда зритель уже «прикормлен» каким-то определенным стилем, ждёт увидеть именно его. Но «Чаплина» нельзя сравнивать с тем же «Балом вампиров». Я убеждена, что это был не мюзикл, а музыкально-драматический спектакль. Мюзикл предполагает некоторые условности, а «Чаплин» очень глубокий, поэтому первая реакция у людей была такая, как будто что-то не то дали.

Эту постановку распробовали в последний сезон проката. «Чаплин» был потрясающий. У меня нет любимых спектаклей, но этот определенно был знаковый. Он дал мне не только ступень в другую жизнь, но и колоссальную профессиональную школу. Когда ты — «сырость», приходишь после театральной академии, в работе понимаешь, что многого не знаешь, и вот тут уже начинаешь учиться. Мои первые спектакли «Чаплина» были по моим ощущениям настолько робкие, что сравнивать с последними показами просто нельзя — небо и земля.

MuseCube: Это спектакль западный, бродвейский. Наверняка подход к постановке и репетициям был совсем другой.

Агата Вавилова: Можно так сказать, да. Школа другая, актерские «пристройки» другие. Больше всего у меня возникали сложности с тем, что очень тяжело было привыкнуть к вечной американской улыбке на лицах постановочной группы. Я, честно сказать, очень эмоциональный человек, и, когда сталкиваешься с тем, что «всегда всё хорошо», как-то очень неловко себя чувствуешь. Чувствуешь, что делаешь что-то не то, а они тебе лишь кивают, мол, — молодец. И ты не понимаешь, то ли и вправду молодец, то ли ты им просто неинтересен…  Но это лишь мои ощущения… В целом бригада, бесспорно, высокопрофессиональная… Но мне, на тот период, было не освоиться.

MuseCube: Театр сразу принял?

Агата Вавилова: Театр музыкальной комедии удивительный. Он очень благодарный, но очень сложно принимает людей, впрочем, как, наверно и любой другой. Дело не в том, что тебе кто-то палки в колёса вставляет, но театр к тебе очень долго присматривается, оценивает. Определённо, что ты не сразу можешь назвать его домом. Я не помню точно того момента, когда пришла, и поняла, что всё, «я дома». Около года прошло, наверное, после начала моей работы здесь.

MuseCube: Во время «Чаплина» «Бал Вампиров» уже шёл. Тогда не было желания попробовать свои силы в этом проекте?

Агата Вавилова: Я увидела первый раз «Бал» задолго до того, как пришла сюда работать. Меня привела мама. Шла, помню, с таким видом — «Ну, удивите меня». А я, признаться, не добрый зритель. Хоть и прихожу в театр очень доброжелательно настроенной, но если сразу вижу, что-то не то, то лучше взглядом меня в зале не ловить, потому что на лице написано всё, что думаю. После просмотра, я смогла сказать только: «Мне не к чему придраться. Это очень круто!» Могла ли я тогда подумать, что когда-нибудь буду играть в этом спектакле?! Нет, конечно. Я была уверена, что для меня это недосягаемо.

MuseCube: Когда утвердили на роль, вспомнился тот, первый просмотр?

Агата Вавилова: Конечно (улыбается). Вообще любые кастинги — это удивительный стресс, потому что сколько бы ты себе не говорил «как будет, так и будет», внутренне уже представляешь себя в роли. Ты же идёшь на определенную роль и чётко понимаешь, что «это моё», поэтому эмоционально ждешь «да». Потому что, в принципе, артист — существо амбициозное, и если у тебя амбиций нет, то тебе в профессии делать нечего. Всем тем, кто не хочет урвать желанную роль, отработать большее количество спектаклей — не верю. Это наркотик. Мы все очень жадные до работы, жадные до эмоций, до энергии. Я иногда себя ловлю на том, что я настолько люблю свою работу, что она мне почти полностью заменяет личную жизнь.


MuseCube: Как тебе работалось с Корнелиусом Балтусом?

Агата Вавилова: Потрясающе. С ним удивительно легко. Он очень эмоциональный человек. Мне кажется, что он может сыграть абсолютно любую роль в спектакле. Кроме того, он так рассказывает – заслушаешься. Корнелиус всегда предоставлял некую свободу, но никогда не давал выйти за рамки того, что нужно. Он так мягко направлял в нужное русло, что казалось, что ты сделал это сам. Работать с ним — одно удовольствие. Единственный его минус в том, что он мог вызвать тебя в десять утра, а на сцену выпустить в шесть вечера (смеется).
MuseCube: Твоя героиня Магда работает в трактире. Нет ли какой-то предыстории, как она туда попала?

Агата Вавилова: Мы всё время шутим, что поскольку она единственная блондинка в Трансильвании, то её, наверное, цыгане украли откуда-то и подкинули в эту деревню (смеется). А так, я совершенно чётко понимаю, что бессмысленно делать из неё некую осмысленную секс-бомбу. Просто ей по наследству досталась от природы выдающаяся часть тела и белая коса. Она ничего для этого не сделала. Ясное дело, что ей нелегко там живётся – вечно приходится терпеть приставания хозяина. Но она далеко не героиня Достоевского. У моего персонажа есть своя боль и обида, но её глубина на уровне деревенской простушки, на мой взгляд. Это простая девушка, с прозаичными желаниями и стремлениями. Ведь во втором акте, после перевоплощения, мы отчётливо видим её оборотную сторону.

MuseCube: Не думала, что с героями станет после завершения истории в мюзикле?

Агата Вавилова: Мне кажется, что им так круто. Помню, когда я смотрела спектакль, то поймала себя на мысли: «Не может быть, чтобы эти гаврики –профессор с Альфредом победили таких офигенных вампиров. Они такие крутые», —  и когда в конце зло восторжествовало, меня отпустило – «Класс», подумала я тогда.

MuseCube: Очень многие зрители плохо отзываются о том, что зло восторжествовало.

Агата Вавилова: Я видела этот спектакль много раз, но он в общих чертах всегда воспринимается. Когда мы при подготовке стали разучивать музыкальный материал, то мне в какой-то момент захотелось перекреститься. Потому что в текстах есть, казалось бы, чудовищные вещи, в которые не вслушиваешься при просмотре, например, «Люциферу ко трону цветы возложите, разрушьте божий храм и небо подожгите», «Бог Ваш мертв, забыто имя его», и так далее. Я глубоко убеждена, что в этом спектакле настолько приторно выявлены и вознесены пороки, что в этом и есть парадокс, поэтому у мюзикла такой эффект. Это спектакль не для глупых людей. Его нужно смотреть через зеркало. Он как бы призывает – посмотрите, подумайте, услышьте, мы же говорим страшные вещи, почему вы радуетесь?

MuseCube: Это всё — отражение современного общества.

Агата Вавилова: Конечно, это злободневная история. По факту, к величайшему сожалению, весь мир действительно принадлежит «убийцам и подонкам». Когда я задумываюсь о нашем поколении, мне кажется, что потомки нам за это время спасибо не скажут…  Но сейчас, увы, стирается очень много ценностей, которые всегда превозносились.  Хорошо это или плохо, я не знаю. Всегда немного страшно, когда мир меняется. Сейчас не ценен институт брака, многое сокровенное стало чрезмерно доступным… Понятно, что мы не святые, и попадаем под стихийную волну всего происходящего. Люди практически ничего не читают, хорошо, что вот, в театр ходят.

MuseCube: Спектакль, даже после трёх лет проката продолжает собирать аншлаги, не многие проекты могут похвастаться таким успехом. Кажется, что даже «Призрак оперы» не вызывал такого ажиотажа. 

Агата Вавилова: «Призрак оперы» — это совсем другой материал. Я видела московскую постановку, это потрясающего уровня работа. Никаких претензий. Музыка роскошна, но, на мой вкус, она устарела, что ли… В какой-то момент мне стало немного скучновато. Возможно, это моё субъективное восприятие… Хотя к постановке, к костюмам, к артистам претензий нет никаких.

MuseCube:  Любимый спектакль есть?

Агата Вавилова: Любимого нет, но сейчас я могу сказать, что очень соскучилась по «Джекиллу». Понятно, что, если бы кто-то сказал: «Выбирай персонажа, которого будешь играть всю жизнь», — то я бы выбрала какую-то роль. Но любимого назвать не могу. Все любимые. Наша профессия складывается из мозаики разных образов, и это потрясающе.

MuseCube: Как думаешь, для твоей героини Люси из мюзикла «Джекилл и Хайд» мог бы быть счастливый финал?

Агата Вавилова: Нет. То, что произошло — так и должно было случиться. Она бы не выкарабкалась. Возможно, ей бы удалось уехать в какую-нибудь деревеньку… И что бы с ней стало? Кому нужен голодный рот?.. Не думаю, что её приняли бы… Это фатальная история. Счастье для неё, что она познала настоящую любовь, заботу, чувства. У неё в жизни было добро.

MuseCube: Двойственность в мюзикле присуща не только Генри Джекиллу, Люси также тянет к двум противоположным мужчинам.
Агата Вавилова: Да, всё, в общем-то, как в жизни. Как-то принято считать, что у нас только мужчины озадачены сексуальным влечением… Но женщины тоже живые, у нас тоже есть эмоции и желания… Это нормально, что мужская сила, мужская харизма привлекает женщин. От этого никуда не денешься. Я не знаю ни одной женщины, которая бы сказала, что обожает, к примеру, маменькиных сынков. В чём парадокс у «Джекилла и Хайда» — один силен разумом и благородством, другой — мужской необузданной энергетикой. В этом и есть две стороны одной медали. Если первый не был бы силен, второй бы тоже был слаб. Они же противоположности — у одного сила разума, у другого сила внутренняя, эмоциональная. В каждом человеке это присутствует, святых нет, я не встречала.

MuseCube: Сольный концерт есть в планах?

Агата Вавилова: Я планировала сделать его в октябре, но из-за переезда в Москву не получилось, пришлось пока отменить. Нужна большая подготовка, поэтому концерт откладывается до возвращения. Я всегда говорю, что всё, что происходит, происходит не к лучшему, а вовремя. Это абсолютно точно. Видимо, как придёт его время в моей жизни, он состоится.

Яна Квятковская, специально для MUSECUBE.
Фото из личного архива Агаты Вавиловой.


Один комментарий на ««Агата Вавилова: “Всё что происходит, происходит не к лучшему, а вовремя»»»

  1. Аватар пользователя
    Аноним

    Может быть в театр ходят как раз люди, которые читают? Более чем странное утверждение «хоть в театр ходят». Прямо снисходит до людей интервьюируемая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.