Андрей Селевко: РОК ПАНОРАМА…и не только

Dub_I_holst
Андрей Селевко вместе с Виталием Дубининым и Владимиром Холстининым

Знаменитый рок-фотограф, журналист, создатель Ярославского Битловского музея, а также автор фотоальбома «Моя любовь – Воскресение» Андрей Селевко готовит новый проект.

О новой фотокниге, уникальном архиве и знакомстве с Алексеем Романовым, именитый фотохудожник рассказал порталу musecube.org

МС: Перед тем, как начать наш разговор, хочу спросить вот о чем: что это было за время – начало Перестройки – на фоне которого особую популярность стали приобретать первые советские рок-фестивали, в частности «РОК ПАНОРАМА»?

Андрей Селевко: Тут нужно понимать, о каком времени мы говорим – 85, 86, 87, 88 год – менялось все очень стремительно. Вообще, многие говорят, что сама Перестройка началась в 1985 году, но это совершенно не так. По моим воспоминаниям говорить об этом начали раньше, а происходить все, в данном случае в музыкальной среде, стало гораздо позже. Поэтому 1986 год стал скорее точкой отсчета, поскольку именно в тот период стали появляться рок-клубы по всему Союзу за исключением Ленинграда, потому что там он уже был.Следом за Ленинградом осенью 85-го открылась московская Рок-Лаборатория, руководителями которой стали Ольга Опрятная и Булат Масурманкулов. Не смотря на все эти послабления информации по-прежнему было крайне мало, и о многих событиях люди попросту могли и не знать. Тем не менее, первый концерт «Московской рок-лаборатории» состоялся в так называемом Курчатнике – ДК им. И. В. Курчатова, где я неоднократно был на выступлениях «Браво», Гребенщикова, «Звуков Му», «Черного кофе», гр. «Центр» Василия Шумова и многих других групп.

МС: Насколько я знаю приобщиться к концертной жизни советского рок-сообщества вам удалось только к середине 80-х, а до этого?

Андрей Селевко: С 1982 года я учился в МГПИ им. Ленина в аспирантуре по специальности «радиофизика», включая квантовую радиофизику и до 1985 года никаких концертов не посещал. Первым моим концертом в Центральном Доме Туриста стал концерт прибалтийской группы «Радар». А вот когда я уже ушел из аспирантуры, то с удовольствием окунулся в эту среду.

МС: Насколько я знаю в прошлом году к сорокалетию группы «Воскресенье» у вас вышел фотоальбом «Моя любовь – Воскресение». Если можно, то пару слов о том, как познакомились с Алексеем Романовым? И как решились на такой серьезный проект?

Андрей Селевко: В 1985 году, когда я ушел из аспирантуры, я еще на два года задержался в Москве и начал ходить на концерты. А поскольку западные звезды к нам не приезжали, то я обратил свой взор на наши группы. Я купилв комиссионке на Садово-Кудринской ГДР-овский фотоаппарат PRACTICA МTL-3 и начал снимать. Где-то году в 84-м я познакомился с московским рок-фотографом Георгием Молитвиным, благодаря которому стал попадать на всевозможные мероприятия. Ивот 6 марта 1986г. попална большой сборный концерт во дворец спорта «Динамо», где выступал и Леша Романов. Молитвин меня представил Романову, а Алексей в свою очередь дал мне свой телефон. Так и началась наша дружба и дальнейшее сотрудничество. Романов помогал мне попадать на разные музыкальные события связанные с группой «Воскресенье», и таким образом у меня начал копиться архив. Потом в 2015 году в Центральном Доме Литератора недалеко от Площади Восстания проходила презентация стихов Алексея Романова, а выпускал этот сборник известный в музыкальных кругах Андрей Харченко. В 90-е годы он вел на телевидении программу «Рок-н-ролл TV». Я рассказал Романову свою идею, показал сигнальный экземпляр, и он дал мне выход на Харченко, при помощи которого и состоялся этот проект.

МС: Как-то в разговоре с Сергеем Поповым – лидером группы «Жар-птица» проскочила такая история, что за кустарное производство музыкальной аппаратуры и распространение нелегальных записей Александра Арутюнова и Алексея Романова привлекли даже к уголовной ответственности. Что-то слышали об этом?

Андрей Селевко: Слышал и не раз! Тем более, что сам Романов рассказывал об этом в многочисленных интервью. Но надо понимать,что это был не 86-й, а за пару лет до этого. Тогда как раз выходили очень суровые постановления ЦК об улучшении идеологической работы с молодежью. Касаемо Романова могу сказать, что он просто попал под каток.Тогда еще проходили огромные стадионные концерты, где выступали всякие «Кобзоны», баянисты, национальные ансамбли, а в конце обязательно была рок-группа, которую в афише называли ВИА и на которую все шли. А перед каждой дискотекой, не говоря уже о концертах, обязательно проводилась информационная часть со слайдами. Помню, как я пытался продавать свои слайды в одном комиссионном магазине у себя в Ярославле. Я сделал такой ящик с подсветкой и за неделю у меня купили тридцать штук! Вот это было потрясающе! Но потом это быстро запретили и я даже ходил на прием к начальнику Финансово-налогового управления на что он ответил, что я занимаюсь тиражированием. Я конечно возмутился, объяснил, что делаю все в одном экземпляре, а он сказал, дескать – попробуйте, докажите мне это!

МС: Вот если тем же музыкантам не составляло особого труда угодить под прицел того же ОБХСС, то статус рок-фотографа судя по вашим рассказам был сдобрен не меньшим количеством рисков и конкуренции с теми же профи?

Андрей Селевко: Профессионалов в этой сфере было очень мало. Профессионалы работали в ТАСС или каких-то других информационных агентствах. И вот на «РОК ПАНОРАМЕ 87», а она уже была повесомее, чем «ПАНОРАМА 86», там каждый день проходила пресс-конференция перед концертом- обсуждение итогов предыдущего. Разумеется все эти профи имели возможность все это снять и на следующий день принести фотографию 50×60, цветную, качественную – фактически плакат! Ну, а какая у нас была аппаратура… У меня ГДР-овская Практика, а у них Nikon, Canon, супер-оптика, пленка кодаковская. Тем не менее, у меня все-таки было одно преимущество – я всегда знал, что хочу получить. Да, профессионал приходил, делал очень интересный кадр с точки зрения фотомастерства, но на снимке того или иного музыканта иногда было не узнать. Почему? Да потому что человек никогда не ходил на концерты, он первый раз видел музыканта и снимал его не в той ипостаси.

МС: А правоохранительные органы?

Андрей Селевко: Что касается представителей правопорядка, то если им что-то не нравилось,они могли просто подойти и забрать фотоаппарат или вывести из зала как это было на одном из фестивалей ЛРК. Помню, как-то мы поехали на фестиваль Ленинградского рок-клуба в 86-м году, но снимать там было категорически запрещено. И один наш товарищ все же вытащил фотоаппарат и попробовал что-то снять. Его поймали, вывели из зала, хотели чуть ли не арестовать, так что свой аппарат я даже не доставал.

МС: В таком случае, раз уж мы неоднократно коснулись «РОК ПАНОРАМЫ», ставшей для вас непросто фестивалем, а серьезной платформой для будущего фотопроекта, не могу не спросить, чем планируете насытить новый фотоальбом?

Андрей Селевко: Могу сказать по секрету, что книга будет называться «РОК ПАНОРАМА… и не только» размером 30×30 как конверт виниловой пластинки. Весь фотографический материал мой, ни у кого такого нет. А поскольку у меня есть ценный материал по многим рок-группам, в частности по группе «Ария», то возможно,что я также включу в альбом что-то из «ПАНОРАМЫ 87». Например, добавлю ту же «Арию», «Круиз», «Карнавал», «ЭВМ»…Также к каждому блоку фотографий будет прилагаться информационная страница, так что помимо работы над фотографиями я стал связываться с самими музыкантами, дабы раздобыть какую-нибудь интересную информацию. Как выяснилось кто-то уже живет в Америке, кто-то в Германии, но тем не менее от некоторых людей я все-таки получил очень ценные воспоминания. Так что работа продолжается.

МС: А если провести некую параллель с фотоальбомом «Воскресенье»,будет ли запущен похожий краунд-проект или какой-то официальный релиз?

Андрей Селевко: С «Воскресеньем» все было намного проще – сорокалетие группы. Они устраивали концерт, и пресс-конференция была как бы приурочена к концерту и заодно к презентации фотоальбома. А здесь столько групп и пока непонятно к кому апеллировать. К юбилею какой-то группы? Так вроде не о них получается…С другой стороны, краундфандинг это очень хорошо, но сейчас такая экономическая ситуация, что у людей попросту нет денег. Поэтому я об этом пока не думаю и продолжаю спокойно работать, но тем не менее, надеюсь, что какая-то презентация все же будет.

 

 

 

Наталья Бартош специально для musecube.org

Фотографии из личного архива Андрея Селевко

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.