Дизайнер Полина Ляпина: «Не завидовать чужим успехам, чтобы это не убивало в тебе творца»

Многие стороны нашей жизни пандемия перевела в интернет-пространство. Но некоторые начали осваивать его ради бизнеса гораздо раньше. Основатель бренда одежды POPMOLLY Полина Ляпина открыла свою он-лайн Fashion Up School школу достаточно давно, так что самоизоляция и ограничения сработали на неё. О специфике этого проекта и о многом другом.

 

Выражаем благодарность кофейне RYABOV COFFEE за предоставленную возможность проведения интервью и фотосъёмки.

полина ляпина

— Как давно вы открыли школу и каковы цели?

 

— Полтора года назад. Я очень долго шла к этому. У меня есть свой бренд одежды и мне хотелось попробовать нечто новое. Я – человек очень увлекающийся. И в творчестве, и в бизнесе. Знакомые мне рассказали, что он-лайн обучение сейчас очень модный тренд. Я зашла на этот рынок вовремя, сейчас это было бы сложнее, так как рынок он-лайн образования быстро растет.

 

Была психологическая проблема: кто я такая, чтобы учить людей? Но мне помогло то, что меня до этого несколько лет часто приглашали на различные конференции, читать мастер-классы в специальных учреждениях. Некоторый очный опыт преподавания у меня был. Я знала, что люди готовы меня слушать, у них это вызывает интерес, людям нравится. Я хороший оратор, могу давать информацию, которую заинтересованные люди воспринимают. Моя позиция – давать людям знания, а не рассказывать о себе. Хотя, должна признать – мой первый курс был слишком сложный, люди не готовы были воспринимать настолько специализированную информацию. Они думали, что будут рисовать только эскизы одежды и летать на подиумы мира, а я им про бизнес-план, необходимые расчёты.

 

— Это был способ самореализации?

 

— Да, это огромная внутренняя потребность. Мне хотелось что-то отдавать. Я много где училась, набирала огромный багаж знаний. Пришло время делиться. Моя хорошая отдушина.

 

— Кого больше на выходе: бизнесмены или дизайнеры?

 

— Больше зависит от человека. Это всегда вопрос: кто ты больше – предприниматель или творец? Предприниматель создаёт бренд одежды для бизнеса, для заработка денег. Дизайнер – он художник, который хочет самореализоваться, что-то принести в этот мир. Но в моей школе знания получают по обоим пунктам. У нас даются знания по закупкам тканей, по выставкам, по юридическим вопросам и так далее. Творцам я говорю, что они могут быть гениальными, новыми Коко Шанель, но сидеть в подвале в безызвестности, без продаж. Станут знаменитыми после смерти, как это обычно и бывает. Но стоит найти в себе предпринимательскую жилку – и ты начнёшь продаваться и зарабатывать.

 

— Вы сами больше бизнес-леди или дизайнер-творец?

 

— Если честно, я рассуждаю об этом уже очень долго и пока точного ответа не нашла. Бесконечная история. Думаю, однозначности здесь нет. С одной стороны я, конечно, творец: мне хочется что-то придумывать, постоянно думаю, как улучшить готовое. Но я веду свой бренд, веду свою школу. Сейчас мы впервые вводим психолога в наш курс, который поможет людям найти ответы. Этот вопрос – «Кто я?» — возникает очень часто. И Ив-Сен Лорана был Пьер Бурже. Это замечательная комбинация: художник и директор, который организовал бренд, приносил деньги. Возможно, без Бурже Лоран не стал бы такой величиной. Конечно, главное в бренде – найти творца, который будет создавать блестящие вещи, притягивать людей. Но ведь важно, чтобы это продавалось. Нужен человек, который сможет это сделать, будет грамотно заниматься маркетингом. В наше время без этого никак. Я совмещаю. Я поняла, что не могу быть только предпринимателем, это не вызывает у меня абсолютного интереса. Но когда я вижу абсолютных творцов, я понимаю, что я не совсем такая. Творцы, по сути, люди-цветы, не от мира сего, которые творят по настроению. А я провожу активную работу каждый день. У меня ежедневно есть план, который я должна выполнить.

 

— Я прочитал, что одно из ваших образований экономическое. Я так понимаю, вы используете его в отдаче знаний. Но это специализированная информация. Не слишком ли трудно вашим ученикам вникать в эти вопросы?

 

— Я говорю, что подобные вопросы есть и каждому придётся либо самому научиться это делать, либо нанимать специалиста. Но очень многие приходят с минимальными бюджетами и не имеют возможности нанять бухгалтера или маркетолога. Любое движение стоит денег. В первое время я сама работала доставщиком своей одежды, сама привозила заказчикам пальто. Не очень удобно, но был и плюс: я узнавала непосредственно у пользователя, что именно нравится в моей одежде, а что не очень. Узнавала, что вообще люди хотят, как они меня нашли, смотрела на уровень благосостояния моих клиентов. Это прямой маркетинг, очень помогавший в работе. Так что вначале многое приходится делать самому.

 

— Вы пишете, что начать можно с минимальным бюджетом.

 

— Это как раз то, о чём я говорила: делать всё самостоятельно. Как я. Есть вариант бартера. С бухгалтером, с фотографами, с моделями, стилистами. Было, что на съёмках я выходила в ноль, без затрат. Нужно приложить мозги, хитрость. В первое время часто я расплачивалась за необходимые услуги своими пальто.

— Вы будете каждого ученика вести до конца курса, даже если не увидите в нём таланта?

 

— Конечно. Неизвестно, кто, когда и как выстрелит. Нужно научить их правильно приложить усилия. У многих первые эскизы неграмотные, но они же только учатся. Если у человека есть порыв, пусть даже временный, его нужно поддержать. И потом, я не судья, чтобы давать оценки «красиво — страшно», «купят — не купят». Я была на маркете, рядом со мной стояла женщина, которая делала одежду типа эльфийской. Я даже не сразу поняла, что это. А к ней каждый 10-20 минут подходил человек и что-то покупал. Оказалось, в Москве это достаточно востребовано. Так что, сначала надо сделать, протестировать, собрать информацию и уже получить своих покупателей.

 

— Я посмотрел инстаграм вашей школы. В ученицах одни девушки. Мне казалось, что парни тоже интересуются дизайном одежды.

 

— Парни есть, но их очень мало. Возможно, им комфортней учиться у мужчин -дизайнеров. Это психология. Часто бывает, что девушка приходит с парнем, а девушка выступает «лицом». Мне кажется, создание бренда одежды вообще более женский бизнес. Когда у неё есть выбор: открыть бренд одежды, хостел, шиномонтаж или кофешоп, девушка скорее выберет одежду. Там же красота, показы, фотографы, стразики – девушке в этом комфортней найти себя.

 

— У вас нет опасения, что вы сами себе создаете конкуренцию?

 

— Нет, абсолютно точно нет. Если это не сделаю я, сделает кто-нибудь другой. Есть я, есть ещё тысячи брендов, включая и пальто. Касаемо проекта школы: люди приходят, я их обучаю, они уходят. Чем нас будет больше, тем круче. Потребители будут меньше ходить в масс-маркет и больше носить авторские работы российского производства.

 

— Что в результате? Вы учите как стать Zara или Louis Vuitton?

 

— Нельзя сказать однозначно, кто кем станет. Пусть будут самими собой. Повторить успех Zara очень сложно, но есть российские примеры успешных массовых брендов и ориентироваться стоит на них. Высшей целью может быть LouisVuitton или Balenciaga – мировая известность как очень дорого бренда. Но к этому нужно идти по очень трудному пути много лет. Главное, чтобы человек относился ко всему рационально и был готов к трудностям. Думаю, многие приходят с целью стать LouisVuitton, не будучи в теме, не зная обратной стороны медали. Они считают, что они сейчас быстро всех «порвут». И тут они узнают, что сейчас другое время, другие условия и требования и стать новым домом Prada почти невозможно. Было иное потребительское отношение, другая высокая мода. А сейчас высокая мода – это улица. Мода стала более универсальна и доступна, осталось мало уникального. Даже журналы раньше листали с другим восхищением. Сейчас интернет сделал всю моду доступной.

 

— Вы планируете для учеников какие-то бонусы, помимо входящего в программу обучения?

 

— Курсы постоянно обновляются, я добавляю новые пункты. Например, совместные выезды на производство. Сложность в том, что он-лайн обучение подразумевает разные города и страны. Так что совместные выезды или, например, показы – несколько проблематично. Очные мероприятия я могу устраивать только с теми, кто в Москве или Подмосковье. У нас есть совместные выезды за тканями, встречи, конференции. Много разного. Последнее новшество, которого пока ни у кого нет – теперь с нами работает психолог. Работа с психологом даёт максимальное понимание того, что человеку нужно. Всё, что мы можем дать ученику, мы делаем.

 

— Если вы видите в ученике талант, в дальнейшем будете помогать, после окончания обучения?

 

— Я продолжаю общение с ученицами. У нас есть общий чат, из которого я никого не удаляю. Они могут обратиться ко мне с любым вопросом. Очень многие, закончившие курс, продолжают общение со мной.

 

— Первые шаги к созданию своего Дома Моды?

 

— У меня вообще много грандиозных планов. Другой вопрос, что в условиях 2020-го года очень сложно что либо реализовать. Ещё в конце 19-го я собиралась начать создавать свою империю, где будут бренд, ученицы, своё производство, показы и прочее. Пока все эти задумки пришлось отложить. Жизнь нас заставляет всё больше уходить в он-лайн и я больше прокачиваю это направление. А дальше посмотрим.

 

— В вашей отрасли конкуренция жёсткая?

 

— Думаю, одна из самых жёстких. Мне кажется, что каждый день появляется какой-то новый бренд одежды. Это очень высоко конкурирующая сфера. Кто-то выживает, кто-то нет. Как и везде, наверно. Чтобы делать прогнозы, надо смотреть стратегию, бизнес-планы, расчёты, организация производства. Если ты сделал систему, она будет работать. Разовые акции не работают, система рушится. Это прежде всего бизнес, который должен работать чётко. Выживут те, кто не боится трудностей. Продукт создавать очень сложно, завязано очень много людей, с каждым из которых нужно прокоммуницировать. А создав продукт, его нужно продать, что ещё сложнее.

— По вашему опыту: конкурентов надо как-то отслеживать или лучше сосредоточится на своём деле?

 

— Думаю, для одежды лучше второй вариант. Сейчас необходимо быть самобытным, а это подразумевает не смотреть ни на кого. Не завидовать чужим успехам, чтобы это не убивало в тебе творца. Художника легко задеть, у него ранимая душа. А вот предпринимателя сложно, его это только подстегнёт. Говорю об этом с ученицами, но в мягкой форме. Не хочу никого пугать, мол «у тебя ничего не получится, конкуренты сожрут». Скорее, я доношу до них: «Другие открываются, у них получается. Чем ты хуже?». Но обязательно даю понять, что легко не будет. Бизнес тебя должен проверить, нужно пройти «путь бойца». Где-то обжёгшись, ты выйдешь непобедимым. К этому лучше подходить с холодным сердцем, чем с не подкреплённым оптимизмом.

 

— Вы часто оперируете понятием «ДНК бренда». В чём оно заключается?

 

— Да, это важный момент, который должен засесть на подкорке у моих учеников. Бренд – как человек, это живой организм. Ты даёшь бренду характер, отличительные особенности, ведёшь его, воспитываешь, как ребёнка. Мы все отличаемся. Поэтому у бренда должно быть своё ДНК, как у каждого человека. Каждый бренд должен быть индивидуален и отличаться от других. Это «несущая конструкция». Это сложная обширная тема, но в общих чертах я постаралась объяснить.

 

— Аргументируйте коротко: зачем нужно начинающим дизайнером проходить твои курсы?

 

— Если я начинаю заниматься чем-то новым, я всегда спрашиваю советов у тех, кто в этом разбирается. Например, я захочу открыть свой ресторан и я в этом ничего не понимаю. Тогда я обязательно пойду к человеку, у которого есть свой ресторан.. Я буду задавать конкретные вопросы: «Как рассчитывать себестоимость салата», «Где брать поваров и официантов», «Как высчитывать им зарплату», «Как найти технолога» и прочие важные вещи. Я всё запишу и начну делать по плану. И очень хорошо, что сейчас есть специализированные курсы, например, моя школа. Когда я начинала, этого не было. Я шла путём проб и ошибок, но многому научилась. Сейчас можно прийти, купить мой 7-летний опыт и точно знать, как надо и как не надо делать. Конечно, у каждого будет свой путь, но так гораздо легче выбрать правильное направление и не повторять чужих ошибок. Я прошла, я вас научу, я расскажу всё необходимое. Некоторые говорят, что не нужно покупать курс, всё есть в интернете. Нет! Того, что даю я, в интернете нет. Всё, что нужно, есть на единой платформе – на моей.

 

— Нет желания написать книгу, учебник?

 

— Это отличная идея, но к её реализации ещё надо прийти. Это большой труд, на который у меня сейчас не хватит ни времени, ни сил. Возможно, когда-нибудь. На данный момент мой курс и есть инструкция, более полная и интересная. Думаю, после курса у человека остаётся больше знаний, чем после прочтения любой книги. И я не только объясняю, я заставляю что-то делать. Ты покупаешь курс. Как только ты заплатил деньги, ты хочешь от этого взять максимум. Заплатив, ценность получаемых знаний возрастает. К тому же, есть обратная связь.

 

— Вы жёсткий экзаменатор?

 

— Думаю, да. Я пытаюсь быть мягче, давать послабления ученикам, которым сложно. Но, если честно, хотелось бы быть ещё строже. Я не беру детей воспитывать на курсе, ко мне приходят взрослые люди. Значит, они должны брать на себя ответственность.

 

— Цены на курс доступные?

— Да, они градируются в зависимости от обратной связи. Сейчас я планирую поднимать цены. Когда я открывала курс, я считала, что цены должны быть доступными. Чтобы у людей была возможность попробовать. К тому же, если ты открываешь бренд, у тебя должны быть деньги на многочисленные траты, а курс тоже не бесплатный. Теперь, набравшись опыта, я понимаю, что вложения должны быть равноценны полученным знаниям. При повышении стоимости произойдёт отсев аудитории, останутся те, кому это действительно нужно.

 

— Ваш бренд POPMOLLY продолжает функционировать. Времени хватает?

 

— Иногда школа и бренд мешают друг другу, времени не хватает. Несколько бизнесов совмещать сложно. Немного легче от того, что это профильно смежные отрасли. И сейчас я отказалась от розничных продаж, оставила только оптовые поставки. Возможно, временно. Школа занимает моё основное время.

 

— Почему вы не создаёте мужские пальто?

 

— Во-первых, это даже технически другое производство. Во-вторых, я женщина и лучше понимаю женщин, мне это ближе. Но если бы я начинала сначала, я бы открыла производство мужских пальто, это стратегически круче. В России этого нет. Кстати, 7 лет назад дизайнерских женских пальто тоже не хватало.

 

— У вас есть универсальная мотивирующая фраза?

 

— Универсальной нет, мой подход индивидуален ко всем. Но чаще всего я говорю: «Если есть желание – попробуй! Не через год, не через 5. Если не сейчас, то никогда.»

 

Александр Ковалев специально для Musecube.org

Фоторепортаж Светланы Михейцевой смотрите здесь

ССЫЛКИ:

https://www.instagram.com/fashion_up_school/

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.