EXILADOS: Мы играем любимую музыку для хороших людей

Они взорвали мозг нам на своем недавнем концерте в Мастерской, а мы, в свою очередь, взорвали интернет в поисках адекватной информации о них и … не нашли. Как дюжине музыкантов, играющих цыганскую музыку в самом громогласном варианте — с трубами, тромбонами, тубами, барабанами и аккордеонами — удалось маскироваться почти 2 года, а также , как все начиналось, продолжается и планируется , и , конечно, о балканизации как о культурно-массовой эпидемии эксклюзивно для МУЗКУБА самый знаменитый российский gypsy-brass band EXILADOS. Конечно, 12 человек не осилили ни мы, ни московские общепиты, потому тяжелую просветительскую ношу взвалили на себя директор группы Саша Юник и тубист Вадик Кореньков.

Саша, ты меня напугал в предварительном разговоре, что все, кто брал у вас интервью, искажали факты до неузнаваемости, поэтому я даже не заморачивалась, решив предоставить читателям МУЗКУБА из первых уст услышать, как все было.

Саша: Началось все в году 2007, когда я стал серьезно заниматься музыкой . Тогда интерес распространялся исключительно на фламенко. Я организовал коллектив, мы даже выступали, собирая какие-то маленькие залы… В общем, результат, откровенно говоря, меня не радовал. Я долго экспериментировал в этом направлении, но чувствовал, что хочется чего-то другого от музыки. Однажды я попал на шоу, суть которого в том, что цыгане со всех уголков мира собираются в одном месте, чтобы поделиться своим творчеством, культурой. Там впервые и услышал Fanfare Ciocarlia — самый известный в мире духовой оркестр, исполняющий балканскую музыку. Я настолько впечатлился, что в сознании произошел переворот — понял что хочу делать что-то ТАКОЕ. Но как это делать — понятия не имел. Кроме огромного желания и энтузиазма не было ничего! Какая-то невероятная цепь случайностей свела меня с Васей Васильевым (DJ Balkana). Он организовывает балканские вечеринки. Встретившись по абсолютно другому поводу, мы стали общаться, разговорились, я рассказал о своих задумках и показал видео наших попыток исполнить балканскую музыку силами фламенко-коллектива. Это был конец января 2011 г. Вася сказал, что 26 марта планирует делать балканскую вечеринку и мы могли бы на ней выступить. Не имея в коллективе ни одного духового инструмента, ни репертуара, я согласился — совершенно безумный поступок, как теперь понимаю, на который решился по наивности… только потому, что не знал, ЧТО это такое.

Вадим: Надо сказать, что собрать духовую секцию, свободно ориентирующуюся в балканской музыке, в Москве практически невозможно — здесь просто НЕТ таких музыкантов. Во всяких жанрах есть определенные традиции, которые невероятно сложно перенять — самые известные музыканты рождаются с этой музыкой и воспринимают ее как часть среды.

Ну ты же как-то перенял…

Вадим: У меня мама — хохлушка с Западной Украины!!! Эти ритмы в моей крови!!! Я занимаюсь непосредственно музыкальной частью — много слушаю подобной музыки, ищу способы конвертации традиционных народных мелодий в массово-танцевальные.

Т. е . вы форматируете изначальный материал? Идете на поводу у слушателя?

Саша: Ну да… Парадокс в том, что и Горан Брегович, и другие известные коллективы делают то же самое: перерабатывают народную музыку для широкого слушателя. Потому что, если вы услышите ее в первоначальном варианте — вряд ли сможете адекватно воспринять. Мы выезжали в экспедицию в глухую цыганскую деревню на границе с Румынией, нашли там этих музыкантов, которые играют с детства, без нот, и могут делать это суток пять кряду, не повторяясь. Вот так посадили их в круг и несколько часов слушали и записывали: нам очень понравилось …правда… Но предложить неадаптированному слушателю народную музыку вот в ТАКОМ аутентичном виде — опрометчиво. Как минимум, это разом может отбить интерес к тому, что делаем мы и подобные нам коллективы.

Ну и в конце концов это и коммерчески более выгодно…

Саша: Когда мы начинали играть — никто не думал о каких-то заработках. Репетировали по 8 часов в день, чтобы сделать какую-то ПРОГРАММУ. Все работали на чистом энтузиазме и вере в то, что делают.

Типа, выступали за еду…

Вадим: Ну да!!! Это действительно было почти так!!!

Саша: Не все смогли пережить этот этап. Но люди, которые остались, тем и ценны. Сейчас, думаю, никто из них не жалеет о потраченном времени. Мы играем любимую музыку для хороших людей, получаем удовольствие сами, дарим его другим и это наша… РАБОТА!!! Оплачиваемая работа.

 

Сколько сейчас в вашем коллективе человек? Я досчитала до дюжины и сбилась …

Саша: Нас 10 музыкантов, включая вокалистку, есть три девушки на бэк-вокале и периодически мы приглашаем Леляну Станишевскую — одну из самых известных трайбл-танцовщиц Москвы и двух девушек, танцующих фламенко, которых мы, впрочем, переориентировали на более цыганский вариант. Музыкантов было много разных. Многие хотят прийти и сейчас, но основной костяк остался изначальным.

Саш, я знаю, что многие ребята параллельно занимаются какой-то деятельностью. Та же Халида — ваша вокалистка — одновременно участвует в проекте Almas Del Fuego… Тебя как идейного вдохновителя, вложившего столько сил в проект, это не коробит?

Саша: Конечно, нет!!! В основном все они играют в непересекающихся стилях, и эта часть их жизни никак не мешает общему делу.

Т.е. ты не эдакий карабас- барабас в группе?

Вадим: Главный карабас-барабас в группе я!

Да ну ладно… Как так?

Вадим: Нет. Ну это шутка, конечно… Просто я перфекционист в том, что делаю. Перед тем, как провести репетиции, сам проигрываю новый материал, чтобы найти способ донести его до музыкантов в том виде, в каком хочется, чтоб его услышали зрители. Я адаптирую музыку. Потому что людей с классическим образованием надо научить КАК сыграть эти ноты. Важно передать манеру.

Вы вообще на кого-то ориентировались, когда искали звук?

Вадим: Я ярый фанат Fanfare Ciocarlia. Они играют народную музыку так, как никто. Это выходцы из маленькой деревни  на границе Молдавии и Румынии. В ней всего 400 человек и 80 из них-музыканты! Вот эти люди играют так, что невозможно остаться равнодушным. Но помимо них есть много других музыкантов, которых мы тоже слушаем. Они  — мэтры, но мы делаем более современный звук. Нет смысла звучать, как они — это заведомо проигрышный вариант. Надо прожить там минимум лет пять, играя с ними, чтобы хоть немного приблизиться. Самая сложная для нас задача — не научиться играть как они — это, как я уже сказал, невозможно. Мы хотим играть так, чтобы слушатель пришел, выпил, начал танцевать и почувствовал настоящий балканский дух. Когда после концерта люди подходят и говорят, «блин, такое ощущение, что в румынской деревне побывал!», мы понимаем, что делаем все правильно.

 

Ну вы настолько уверены в правильности того, что делаете, что даже решили выпустить альбом состоящий полностью из авторских композиций. На каком этапе этот ваш смелый проект?

Саша: Альбом пишется. Дело продвигается. Мы не хотим спешить-это первый подобный опыт, хочется, чтобы получилось достойно.

Кто авторы?

Саша: Мы сами.

Ну как это выходит? Как у молдавских пастухов? Собираетесь в круг и сочиняете пять суток кряду?

Саша: Нет, конечно! Вот у нас, например, аккордеонист принес мелодию, наиграл, всем понравилось, отдали ее аранжировщику, он переложил ее на другие инструменты. Кто-то приносит еще какие-то свои наработки. Так и набирается материал. С текстами решили еще проще: теперь у нас есть Халида, которая будет писать тексты на русском, а мы потом переведем их на румынский или сербский. У нас задача максимум: к следующему фестивалю Дикая Мята закончить альбом. Я сторонник делать меньше, но качественней. Можно наклепать 2 альбома в год и получить 2-3 удачные песни. Нам хочется собрать лучшее. Возможно, возьмем что-нибудь из материала, собранного в румынских деревнях, и сделаем крутую аранжировку. Я принципиально против каверов на альбоме. Это можно играть на концерте, выкладывать лайвы в сеть, а тратить время и финансы, чтобы делать альбом каверов — глупо и бессмысленно. В общем, планы грандиозные. Хотим выступать на больших площадках и у нас уже есть договоренности с ними. Всех секретов и проектов расскрывать не буду, но хочется, чтоб большая их часть реализовалась

Ну , по-крайней мере, теперь мы в курсе, что вы попросили у Деда Мороза. Надеемся, в вашем случае, это сработает.

Спасибо. Мы тоже в него верим.

Беседовала Стелла Татевосян, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.