Группа НАПАСС: «Смысл в песне не обязан быть глубоким, но “быть” должен»

За годы своего существования группа НАПАСС стала командой, которую хорошо знают и уважают в хип-хоп и рок-кругах. Отметившись в саундтреке к «Бумеру» и выпустив три студийных альбома, эти парни продолжают экспериментировать со звуком и писать хлесткие тексты на русском языке. В мае их ждут в Финляндии, где группа НАПАСС выступит в Лаппеенранте с сольным концертом и в Хельсинки – на фестивале TUSOVKA 2017. Накануне гастролей MUSECUBE решил выяснить у музыкантов, как не потерять себя и не потеряться среди других; насколько автобиографично их творчество; и чего ждать от новой пластинки.

На вопросы отвечали фронтмен группы Дмитрий «Диманъ» Земченков и гитарист Сергей «Скретч» Потынко.

Группа НАПАСС отправляется в небольшой тур по городам Финляндии. Где-то будете выступать в компании как отечественных, так и финских музыкантов. Чего ждете от новых знакомств, продолжают ли они вас удивлять?

Дмитрий: Ожидания, если такие и есть, то они вполне очевидные. Пусть это прозвучит банально, но – познакомится с хорошими и интересными людьми.

Сергей: В Лаппеенранте нас, например, ждет знакомство с финской группой Flippipuisto, которая была выбрана специальным гостем на нашем сольном концерте. Не знаю, что означает название, но ребята задорные. От новых знакомств ждём новых друзей, ну и, конечно, связей в европейской музыкальной тусовке.

В вашей лирике есть довольно много сюжетов, которые позволяют слушателю так или иначе представить и прочувствовать разные моменты. Как пишутся тексты песен? Вдохновляет ли вас дорога?

Дмитрий: Дело в том, что по образованию я сценарист – отсюда и сюжеты в песнях. В 2000-м году закончил ВГИК. По профессии работать не стал, что-то не пошло. Но вот что касается текстов для песен – наверное, все мои скромные навыки туда и ушли (улыбается). Лирика не всегда сюжетная, но если внимательно слушать текст, то эти как бы «смонтированные» в некой последовательности вспышки образов, ощущений, мыслей персонажа (рассказчика) как раз и могут навести слушателя на какие-то чувства и размышления.

Дорога, скорее, достаёт и выматывает, чем вдохновляет. Особенно, если ты в туре. Но первые два-три часа, когда ты уже вышел из дома и понимаешь, что вернёшься туда не раньше, чем через неделю, садишься в машину или в поезд и трогаешься с места, то порой испытываешь какое-то внутреннее волнение. Может это и есть вдохновение от предстоящей дороги? (Задумчиво улыбается).

А есть ли песня, которую вы бы могли назвать самой автобиографичной в репертуаре?

Дмитрий: Сразу скажу, что тексты моих (наших) песен не являются моей автобиографией. Мои песни – это некие короткометражные истории, героями которых не являются конкретные люди.

Они, скорее, ПЕРСОНАЖИ. Другое дело, что прообразами этих персонажей, могут являться и какие-то конкретные люди.

Мне очень понравилось, как Майк Науменко из «Зоопарка» в одном из своих интервью ответил на похожий вопрос. Он сказал примерно следующее: «Все мои песни поют разные люди, но не я. Это персонажи. Почему у всех песен должно быть авторское «я»? Не должно. Есть История, есть Персонажи, есть Я, который про это поет». Поэтому, по поводу самых автобиографичных песен, затрудняюсь назвать хотя бы одну.

Как получилось, что в своем довольно разностороннем звучании вы пришли, в том числе, к реггей? Каков этот жанр, на ваш взгляд?

Дмитрий: Я люблю реггей, вот и пришли. В том числе и к реггей (смеется). Этот жанр, на мой взгляд, очень хороший, и в музыке является одним из моим любимых. Другое дело, что мы не играем «чистый» реггей, скорее мы его используем в качестве одного из элементов.

Сергей: Лично мне регги абсолютно не нравится, и я всячески стараюсь не играть в таких песнях стандартные реггийные партии гитары. Короче, не эту долбанную дольку (смеется).

Можно ли в реггей сказать что-то такое, что не доступно в смысловом посыле року, хип-хопу, поп-музыке?

Дмитрий: Если исполнителю есть что сказать – он это сделает! И не так важно, в каком это будет музыкальном стиле.

Уже сейчас вы заявлены как участники на международном фестивале «Доброфест», где представлены самые разные направления современной тяжелой музыки. Не боитесь потеряться на фоне остальных?

Дмитрий: Бояться уже поздно, старые мы слишком, чтобы бояться (смеется). Не потеряемся!

Сергей: Тут всё зависит от субъективного восприятия посетителя фестиваля. Если он упоротый рокер, и ничего нового слышать не хочет, то мы ему и не запомнимся (ну или возненавидит он нас всей душой). Если человек в поиске чего-то нового, то, скорее всего, обратит внимание. Так что не знаю, что по поводу «потеряться», но стушеваться точно не боимся. Всё же пятнадцать лет уже на сцене, имеем какой-никакой опыт выступлений. Звук бы только не подвёл.

Поскольку вас часто спрашивают о том, каким будет следующий релиз, подойдем к вопросу с другой стороны: чего группа НАПАСС точно не выпустит на будущем альбоме?

Сергей: Я даже не знаю (задумывается). Всё, что угодно может быть. Мы пока в процессе сочинения песен, и сказать, что точно мы не сделаем песню в стиле рейв, я не могу (смеется). Ну такой рейв… С нашими фишками естественно.

Дмитрий: Чего не будет точно, так это бессмысленных песен. Смысл в песне не обязан быть глубоким, но «быть» должен.

Вы довольно подкованный в музыкальном плане коллектив, и, судя по вашим интервью, можете многое рассказать молодым группам. Интересно ли заняться продюсерской работой, или в большей степени хочется все-таки оставаться просто музыкантами?

Дмитрий: Мы видели не так много, как хотелось бы, но надеюсь, что у нашего коллектива всё ещё впереди. Заниматься продюсерской работой, наверное, интересно, но лично я ей не занимаюсь. Мне нравится самому и придумывать, и создавать. Поэтому, наверное, да – в большей степени остаюсь просто музыкантом, плюс автором текстов.

Сергей: А мне интересно, и даже очень. Пока экспериментирую на НАПАССе (улыбается). Знаете, я не думаю, что мы будем скакать по сцене до глубокой старости как The Rolling Stones. Рано или поздно придётся освободить место. Но с музыкой же не завяжешь. Это как небо для лётчика. Поэтому к этому времени уже хочется иметь багаж продюсерских знаний. Сейчас слушаю новые записи различных знакомых групп. И везде хочется что-то поменять, чтоб было круче. Недавно был на акустике Саши Растича, так у меня дикое желание возникло добавить какой-то аранжировки на все эти песни. Но пока своё мнение я держу при себе. Ибо пока Грэмми не получил – советовать им не имею права (смеется).

Группа НАПАСС существует плюс-минус пятнадцать лет. А были ли моменты, когда вы понимали, что разлюбили музыку, а затем снова влюбились в нее?

Сергей: Ну прям чтоб разлюбил, нет. А вот разочароваться, было такое. Помню, месяцев 6-7 вообще гитару в руки не брал, а в плеере гонял только старые записи. Из новья всё бесило… Какая-то безвкусица!

Дмитрий: Если вспомнить все ссоры, скандалы, интриги, обиды и прочие страсти, которые кипели внутри коллектива за всё время его существования, материала собралось бы на целый, весёлый и беспощадный сериал, почище «Игры Престолов» (смеется).

Сергей: Да! Хотя всё более или менее выправилось, был период, когда ничего не хотелось. Безысходность какая-то. А потом альбом «Берег» писать сели, ну и затянуло так, что до сих пор не отпускает (улыбается).

Дмитрий: Но вот, чтобы разлюбить музыку – не припомню такого за собой! Музыка – это что-то неотъемлемое, то, что всегда с тобой. И это, пожалуй, то, что я никогда не смогу разлюбить.

Что нужно музыканту, чтобы не потерять свое творческое «я», свой талант и свой разум?

Дмитрий: Для этого надо себя постоянно чем-то подпитывать. Но чем подпитывать – это главный вопрос. Я бы посоветовал поменьше липнуть к ярким экранам модных гаджетов и компов. Я стал замечать, что они занимают очень много МОЕГО времени.

Наверное, не гоняться за модой. Мода штука капризная и изменчивая, в погоне за ней имеется риск растерять себя. Я говорю это не к тому, что не надо за ней следить, а скорее к тому, что надо всегда и везде оставаться самим собой – вне зависимости от обстоятельств и тем более моды. Подпитываться лучше всего искусством. Литература. Кино. Театр. Живопись. Список можете продолжить сами! (Улыбается).

Сергей: Музыканту нужно, чтобы в него верили. Особенно близкие! Нужна надежда, что всё это не стук в закрытые двери, что всё же ждёт успех. Очень нужно, чтобы те, кто уже чего-то добился, делился своим опытом. Поэтому считаю отличной идеей проведение различных музыкальных конференций. Нужно видеть, что твоё творчество кому-то нужно, и как число слушателей растёт. Иначе музыкант перегорает и разочаровывается в своём предназначении.

Лера Шульц, специально для musecube

Группа НАПАСС в ВК


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.